Закон регламентирующий деятельность управляющих компаний

Законы, регламентирующие полномочия УК

Управляющие компании должны осуществлять свою работу, руководствуясь нормативно-правовыми актами РФ. В основном, полномочия УК многоквартирного дома регламентируются ЖК РФ, но также чем занимается и за что отвечает управляющая компания в сфере ЖКХ, указано и в других законодательных документах:

    Закон регламентирующий деятельность управляющих компаний

  • Градостроительный кодекс.
  • Кодекс об административных нарушениях.
  • Гражданский кодекс.
  • Закон о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992г. в ред. от 13.07 2015г.
  • ПП № 731 от 23.09.2010г. «О стандартах раскрытия информации».
  • ПП №491 от 13.08.2006 г. «О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме».
  • ФЗ №69 от 21.12.94г. «О пожарной безопасности».
  • ПП РФ от 15.05.2013 г. «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД».

С 01.09.2014 года деятельность УК должна проводиться на основе полученных лицензий. Управлять домами могут только те организации, которые получили лицензию Госжилнадзора до 01.05.2015 года.

С принятием закона о лицензировании управляющих компаний, государство получило возможность контроля над работой данных организаций. Работа по управлению дома, согласно ст.7 ФЗ №255, без получения лицензии на этот вид деятельности, на данный момент не допустима.

Внимание! Лицензию на управление может получить только та организация, которая обладает соответствующей требованиям закона материально-технической базой и необходимыми ресурсами для осуществления деятельности.

Обязанности по управлению многоквартирным домом

Законодательство РФ предъявляет жёсткие требования к деятельности управляющих компаний. Однако на практике, на сегодняшний день ни одна УК не выполняет обязанностей управляющей компании ЖКХ по закону полностью.

Собственники должны знать и требовать от своей УК выполнения входящих в их обязанности услуг и работ. Рассмотрим, что входит в перечень коммунальных услуг предоставляемых управляющей организацией.

Эксплуатационно-ремонтные и жилищно-коммунальные обязанности УК:

  • Закон регламентирующий деятельность управляющих компанийПоддержание технического состояния здания в целях безопасности проживания.
  • Проведение контрольных осмотров имущества и своевременное устранение дефектов.
  • Устранение выявленных в ходе осмотров дефектов.
  • Подготовка здания к зимнему периоду.
  • Устранение аварий на внутридомовом оборудовании.
  • Соблюдение мер противопожарной безопасности.
  • Поддержание технического оборудования дома в рабочем состоянии для обеспечения условий предоставления ЖКУ надлежащего качества.
  • Соблюдение санитарно-гигиенической чистоты мест общего пользования и придомовой территории.
  • Вывоз ТБО, в том числе возникающих в процессе деятельности собственников нежилых помещений.
  • Сбор и складирование энергосберегающих ламп, подлежащих утилизации.
  • Установка и обслуживание счетчиков для общедомового потребления.
  • Проведение энергосберегающих мероприятий.

В обязанности управляющей компании также входит оказание организационных услуг:

  1. Сбор и передача поставщикам платы за ЖКУ.
  2. Выявление лиц, необоснованно пользующихся энергоресурсами.
  3. Взаимодействие с поставщиками ЖКУ для обеспечения предоставления услуг надлежащего качества.
  4. Хранение технической документации.
  5. Регистрационный учёт жильцов.
  6. Проведение собраний собственников 1 раз в год для ознакомления их с отчетностью.

Справка: все вышеперечисленные услуги относятся к перечню того, что должна управляющая компания делать бесплатно.

Стоимость большей части работ, проводимых УК по обслуживанию дома, как ремонтно-хозяйственных, так и организационных, уже включена в стоимость квартплаты, которую оплачивают жильцы.

УК обязаны отчитываться перед собственниками по любым возникающим вопросам. Если собственники желают проверить расход денежных средств, они должны составить запрос в УК с требованием отчитаться за проделанную работу в определённый период.

Предлагаем ознакомиться  Движение задним ходом по дороге с односторонним движением с 25 июня 2019 года

При любом выявлении необоснованно завышенных тарифов или факте нецелевого использования средств можно обращаться в контролирующие организации с жалобой на действия УК.

Законодательство РФ определяет только перечень основных и обязательных услуг, предоставляемых управляющими компаниями. Регламентированного перечня дополнительных услуг в законе нет, поэтому урегулирование данного вопроса сопряжено с некоторыми трудностями финансового и правового плана.

К дополнительным услугам УК можно отнести:

  • услуги по охране придомовой территории;
  • организацию видеонаблюдения;
  • установку домофона.

Решение о необходимости предоставления подобных услуг относится к компетенции собрания жильцов. Управляющие компании могут лишь предложить собственникам предоставить подобные услуги за отдельную плату, но не навязывать и не решать выполнять их самостоятельно.

Собственники жилья по своему желанию могут попросить УК организовать широкий спектр услуг, от доставки продуктов до организации услуг по ремонту и химчистке одежды.

Обратите внимание! При организации дополнительных услуг, управленцы будут выступать как посредники между собственниками и организациями, предоставляющими такие услуги. Следовательно, их стоимость будет складываться из платы исполнителям и платы посредникам.

Для принятия решения о заключении подобных соглашений необходимо согласие всех собственников помещений.

К составу общедомового имущества относятся все помещения вне квартир собственников, само здание со всеми конструкциями и придомовая территория, включая весь земельный участок, границы которого определены проектной документацией. Всё общедомовое имущество должно содержаться в надлежащем состоянии, вовремя ремонтироваться.

Собственники помещений имеют полное право требовать от УК своевременного ремонта и уборки подъездов, поддержания внешнего облика здания.

Закон регламентирующий деятельность управляющих компаний

Кроме того, УК обязана содержать в надлежащем состоянии системы водоснабжения и водоотведения, отопления, газоснабжения, электроснабжения, а также управляющая компания должна систематически проводить осмотры на предмет возникновения аварий и дефектов.

Лампочки и другие электроприборы, установленные в местах общего пользования, в том числе подъездах, входят в состав общедомового хозяйства. Управление им и содержание его поручено УК.

Отсюда простой вывод — перегоревшие электролампочки должна заменять управляющая компания. Законодательно это подтверждается Письмом Минрегионразвития от 18.06.2007 г. и статьей 161 ЖК РФ.

В состав общего имущества входит и внутриподъездные помещения. Обязанность уборки данных площадей также утверждена законодательно, как и содержание остального общедомового имущества жильцов.

Поэтому собственники многоквартирного дома имеют полное право требовать выполнения этой обязанности УК.

Был введен ФЗ от 31.12.2017 № 485, согласно этому документу были изменены некоторые положения в ЖК РФ. Новой стала обязанность управляющей организации проводить работу с реестром владельцев помещений многоквартирного дома. Об этом гласит 3 пункт 1 статьи этого закона.

Реестр собственников – составленная база, в которой управляющая компания ведёт учёт всех владельцев как жилых, так и нежилых помещений в МКД.

Деятельность по управлению домовым хозяйством УК проводится на основании действующего законодательства и заключенного с собственником жилья договора. Без заключенных с владельцами квартир договоров обслуживание МКД не проводится.

Кроме обязанностей каждой из сторон, в нем обязательно прописываются права, причем могут фигурировать не только основные, но и дополнительные по желанию собственников.

Собственник жилого помещения несет ответственность за его содержание. Когда таким помещением является квартира, имеющая санитарно-техническое оборудование, принадлежащее общему имуществу собственников помещений в соответствующем МКД, то существуют ситуации, когда управляющая компания может потребовать доступ к квартире.

Собственник жилого помещения должен соблюдать законные интересы соседей и их права, а также в соответствии с 1 частью статьи 36 Жилищного кодекса РФ санитарно-техническое и другое оборудование, которое находится в данном доме внутри помещений или за их пределами и обслуживающее больше чем одно помещение, принадлежит владельцам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

В связи с этим, при необходимости может быть осуществлен осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и должностными лицами управляющей организации, чтобы своевременно обнаружить несоответствие состояния общего имущества предписаниям законодательства РФ, а также для ликвидации угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Предлагаем ознакомиться  Закон о малых долях в квартире || Закон о малых долях в квартире

Таким образом, управляющая организация имеет право требовать допуска в предварительно назначенное время в занимаемое собственником жилое помещение.

Туда могут войти должностные лица управляющей организации и работники аварийных служб для осмотра технического и санитарного состояния оборудования, которое находится внутри квартиры, и выполнения всех необходимых ремонтных работ.

Сроки согласования доступа в квартиру:

  • аварийная ситуация – немедленно;
  • плановый ремонт – за три дня до начала работ;
  • проверка счетчиков — за 5 дней.

Если у собственника нет прямого соглашения с поставщиком воды, то УК имеет полное право проверять счетчики.

Обратите внимание! Если у собственника жилья договор с поставщиком услуг заключен напрямую, управляющая компания имеет право проверять только общедомовой счетчик.

Проверка производится не реже одного раза в год и не чаще чем раз в 3 месяца.

Юридические проблемы с мусоропроводом в многоквартирном доме возникают зачастую из-за того, что нет отдельного закона, регламентирующего правила его монтажа, использования и ликвидации. Также существуют некоторые нюансы, связанные с тем, может ли управляющая компания закрывать мусоропровод или нет.

Так, например, в СП 31-108-2002 есть правило, что мусороприемник обязательно должен быть и функционировать в домах, предназначенных для пенсионеров и инвалидов. Если управляющая компания закроет мусоропровод в таком доме, то однозначно будет нарушен закон. В других же случаях мусоропровод можно ликвидировать только при согласии владельцев жилья на общем собрании.

УК имеет право требовать оплату и осуществлять контроль над коммунальными платежами, поскольку поддержание МКД в нормальном состоянии является одним из способов управления.

Собственники заключают соглашение с организацией на платной основе. По сути УК является наёмным менеджером, услуги которого оплачиваются в соответствии с нормативами и согласно соглашению (ст. 162 ЖК РФ).

Собственники помещений должны знать, что существует минимальный перечень услуг УК, который они обязаны оплачивать. Отказаться от оплаты любой услуги, входящей в него нельзя (ПП №290 от 03 апреля 2013г.).

Цена за услуги составляется на основе составленной экспертами сметы, в зависимости от технических характеристик конкретного дома и тарифов ресурсоснабжающих организаций. Общая сумма делится на всех жильцов.

Оплата ЖКХ распределяется между всеми собственниками помещений и включается в ежемесячные квитанции. В квитанции содержатся все необходимые реквизиты для перечисления средств на счёт УК.

Предлагаем ознакомиться  Рентабельность основной деятельности

Оплату можно произвести такими способами:

  • через банк;
  • переводом с банковской карты;
  • в РКЦ;
  • в отделениях Почты России.

УК может также по закону требовать с собственников погашение пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в срок до 90 дней просрочки. После 90 дней ставка будет равняться 1/130 ЦБ РФ.

При наличии задолженности и смене УК собственник не освобождается от уплаты пени. Все долги перед организацией по закону должны быть погашены.

Работа УК по содержанию придомовой территории

В понятие придомовой территории входит вся земля, находящаяся вокруг МКД, границы территории определены землеустроительной документацией.

Весь этот участок — собственность жильцов, следовательно, УК, взявшая на себя обязанность по содержанию общего имущества, обязана поддерживать санитарно-гигиеническое состояние данного участка. Расчёты расходов на уборку и облагораживание данной территории зависят от её размера.

По установленным Правилами содержания общего имущества нормативами, к придомовой территории относятся:

  1. Участок под домом.
  2. Детские и спортивные площадки.
  3. Коллективные автостоянки.
  4. Площадки для сушки белья.
  5. Элементы озеленения.
  6. Проезды для пожарных машин.
  7. Площадки трансформаторов и теплопунктов.

Поддержание санитарно-гигиенического состояния придомовой территории вызывает наибольшее количество нареканий в адрес управленцев. Территория дома должна благоустраиваться, озеленяться и вовремя убираться стараниями УК.

На деле эту часть работ многие компании выполняют неохотно, стремясь сэкономить на работе дворников. В результате мы видим грязные дворы, разрушенные детские площадки, не огражденные пешеходные дорожки, неухоженные клумбы. Любое из этих нарушений может стать предметом жалоб собственников помещений, так как именно они оплачивают выполнение данных работ управленцами.

Жалобы на ненадлежащее содержание территории домовладения можно направить в Жилинспекцию или Роспотребнадзор, а если это не поможет – обращайтесь в прокуратуру.

ТОП-4 полезных статьи для собственников МКД:

В конце 2018 г. в силу вступило ПП РФ №1572 от 15.12.2018 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», согласно которому внесены изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся комуслуг по обращению с ТКО и содержанию контейнерных площадок. Теперь везде услуги по вывозу и утилизации ТКО осуществляют региональные операторы.

Также ФЗ N 503-ФЗ от 31.12.17 г. внесены изменения в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления». Согласно п.1 ст. 8 данного закона, создание и содержание мест сбора и накопления ТКО (за исключением случаев, установленных законодательством РФ, когда данная обязанность лежит на других лицах) лежит на органах местного самоуправления.

Приобретать же контейнеры и прочие емкости обязаны региональные операторы. Согласно п. 10 и 13(1) Правил № 1156, РО не позднее 25 декабря года, предшествующего году размещения мусоросборников, должен направить в орган местного власти данные о количестве планируемых к размещению мусорных контейнеров.

Многие РО незаконно требует приобретать контейнеры управляющие компании или ТСЖ, которые обеспечивать установку контейнеров не обязаны. Они в свою очередь пытаются спихнуть эту обязанность на жильцов дома. Такая политика региональных операторов и управляющих организаций противозаконна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector