Является ли премия стимулирующей выплатой

Часть зарплаты или поощрение

Не слишком последовательный подход законодателя к премиям и приводит к многочисленным спорам и судам между работниками и работодателями по поводу обязанности выплатить премию. Поэтому при введении на предприятии систем премирования нужно четко отделять премии, являющиеся частью зарплаты (ежемесячных), от премий-поощрений (разовых). Поможет в этом ст. 135 ТК РФ.

Данная норма говорит, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором. Но при этом она устанавливается не просто так, а в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые включают в себя:

  • размеры тарифных ставок, окладов и должностных окладов;
  • размеры доплат и надбавок компенсационного характера;
  • системы доплат и надбавок стимулирующего характера;
  • системы премирования.

Как видим, в статье 135 ТК РФ законодатель сам отделил премии от иных выплат стимулирующего характера. Такой подход нужно принять на вооружение и работодателю, решившему ввести у себя в организации систему премирования. То есть необходимо четко установить, какие именно премии входят в систему доплат и надбавок стимулирующего характера и, в силу этого, являются частью заработной платы, на которую работник, выполнивший месячную норму труда, имеет полное право.

Понятие премии присутствует в ст. 129 ТК РФ, где она упоминается в числе выплат стимулирующего характера, которые могут составлять одну из частей зарплаты. То есть премия — это выплата поощрительного характера, входящая в структуру применяемой системы оплаты за труд.

О том, в каких еще формах может осуществляться поощрение работников, читайте в материале «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».

Разработать структуру системы оплаты труда и установить правила ее применения работодатель должен сам, согласовав с представителями трудового коллектива (ст. 135 ТК РФ). При разработке этой системы для коллективов ГУП и МУП необходимо руководствоваться также едиными рекомендациями, утвержденными на очередной год Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, у работодателя должен иметь место внутренний документ, содержащий описание применяемойдля оплаты труда коллектива системы (структуры зарплаты работников). Этот документ может одновременно содержать и описание всех правил, установленных для начисления каждой из составных частей зарплаты. Но возможна и разработка самостоятельных нормативных актов (положений) для каждой составной части оплаты за труд.

Небольшим трудовым коллективам (микропредприятиям) с 2017 года разрешено не создавать внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права (ст. 309.2 ТК РФ). Однако принятие такого решения требует детально прописывать все правила начисления зарплаты в трудовом соглашении с каждым из работников.

Внутренний документ, разрабатываемый для коллектива в целом (или для большей его части), позволяет в трудовом соглашении с каждым из работников не перечислять подробно все правила установленной для него оплаты труда, а ограничиться лишь отсылкой к ряду внутренних актов. Поэтому создание такого рода актов существенно упрощает оформление трудовых договоров.

Обоснование начисления квартальной премии сотрудникам: пример

Порядок и особенности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ;

Является ли премия стимулирующей выплатой

далее — Закон N 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (в ред. Постановления от 20.02.2013 N 145; далее — Положение о расчете пособий).

В 2014 г. размер пособия по больничному листу в целом рассчитывается аналогично расчетам в 2013 г.

Повысились размер МРОТ (5554 руб. с 01.01.2014) и предельная сумма оплаты больничного листа. Последняя сумма увеличилась из-за изменения величины базы для начисления страховых взносов за два года: в расчете учитывается база за 2012 и за 2013 гг. Сумму заработка за 2012 и 2013 гг. по-прежнему следует делить на 730 (дней) и умножать на количество дней нетрудоспособности (с учетом ограничений количества дней).

Согласно п. 2 Положения о расчете пособий в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В соответствии с п. 14 Положения о расчете пособий премии и вознаграждения учитываются в среднем заработке с учетом следующих особенностей:

  • ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
  • премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

Пример 5. Работник заболел в феврале 2014 г., продолжительность болезни по больничному листу равнялась 10 дням.

Общий стаж работника составляет 7 лет 10 месяцев; заработная плата за 2012 г. — 385 000 руб.; премия, начисленная в 2012 г. за 2011 г., — 35 000 руб.; заработная плата за 2013 г. — 395 000 руб.; премия, начисленная в 2013 г. за 2012 г., — 42 000 руб. Общие начисленные выплаты за 2012 г. равнялись 420 000 руб., за 2013 г. — 437 000 руб. Выплаты не превышают предельные величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.

Средний дневной заработок для расчета пособия = (420 000 руб. 437 000 руб.) : 730 дн. = 1173,97 руб.

Стаж работы работника более 5, но менее 8 лет; пособие выплачивается в размере 80% среднего дневного заработка.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности: 1173,97 руб. x 10 дн. x 80% = 9391,76 руб.

Справочно. В соответствии с п. 11(1) Положения о расчете пособий в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды (указанные в п. п. 6 и 11 Положения о расчете пособий) не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, действующему на день наступления страхового случая.

Является ли премия стимулирующей выплатой

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в 2014 г. — 2576,63 руб. за первым ребенком, 5153,24 руб.

— за вторым и последующими детьми). Размер пособия на основе МРОТ необходимо рассчитать с использованием такой пропорции. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Согласно п. 15(3) Положения о расчете пособий в случаях, указанных в п. 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. Таким образом, в 2014 г. среднедневной заработок, рассчитываемый исходя из МРОТ, составляет: 5554 руб. x 24 / 730 дн. = 182,60 руб.

Е.Голикова

Аудитор,

к. э. н.,

доцент

НИЯУ МИФИ

ТК РФ предусматривает надбавки и доплаты (далее для простоты – надбавки) компенсационного характера и стимулирующего характера. И те, и другие относятся к заработной плате работника (ст. 129 ТК РФ), но путать их все же не стоит.

К первой категории относятся, к примеру, надбавки (ст. 135 ТК РФ):

  • за разъездную работу;
  • за работу во вредных условиях труда;
  • за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • за сверхурочную работу;
  • за работу в ночное время.

А в качестве примера стимулирующей надбавки можно привести надбавку за более высокую квалификацию работника (допустим, за присвоенную ученую степень), либо за большой опыт работы в определенной отрасли или на данном предприятии (по аналогии с выслугой лет).

Надбавки могут быть установлены в твердой сумме либо как процент от оклада (тарифной ставки).

Основанием для начисления и выплаты премий регулярного характера чаще всего становятся результаты работы работодателя, оцениваемые по финансово-экономическим показателям его деятельности, формируемым за соответствующий период, в целом. То есть по результатам успешной работы всего коллектива, что, соответственно, требует поощрения работников, образующих этот коллектив.

Является ли премия стимулирующей выплатой

Формулировка обоснования премирования может выглядеть, например, так: «За выполнение плановых показателей объемов производства и продаж за квартал».

Получат эту премию те работники, которым она должна быть начислена в соответствии с действующим внутренним актом о премировании, кроме лишенных права на ее получение за рассматриваемый период по основаниям, содержащимся в этом же акте. Результаты распределения премии утвердит руководитель работодателя.

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Предлагаем ознакомиться  Заключение субподрядного договора

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Устанавливаем правила премирования: в едином нормативном акте или в трудовом договоре

Итак, правила премирования должны быть определены:

  • в едином внутреннем нормативном акте — когда их устанавливают для всего коллектива работников (или большей части его членов);
  • в трудовом соглашении с конкретным работником — когда речь идет об индивидуальных условиях премирования или когда работодатель, представляющий собой микропредприятие, принял решение не создавать у себя внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права.

В нормативном акте, посвященном премированию, нужно отразить:

  • описание видов применяемых премий;
  • с какой периодичностью будут начисляться премиальные каждого вида;
  • тот круг работников, к которым будет относиться тот или иной вид премии;
  • конкретные показатели, при выполнении которых возникает право на начисление премиальных регулярного характера;
  • структуру показателей премирования и систему их оценки;
  • описание алгоритмов расчета сумм премиальных, причитающихся каждому конкретному работнику, исходя из выполненных им показателей оценки;
  • порядок, в котором осуществляется рассмотрение показателей премирования в отношении каждого из работников;
  • основания, расценивающиеся как причинадля лишения премиальных;
  • процедуру, применение которой позволит работнику оспорить результаты оценки его работы за период премирования.

Сведения аналогичного характера потребуется привести в трудовом соглашении с конкретным работником, если внутренние нормативные акты работодатель не разрабатывает или условия премирования конкретного работника индивидуальны. Последнее может иметь место, например, для руководителей высшего звена.

О том, когда выплата премии руководителю будет расценена как незаконная, читайте в материале «Необоснованное начисление и выплата премии».

По регулярности выплаты премии, включенные в систему зарплаты, делятся на начисляемые и выплачиваемые:

  • Регулярно за какой-либо определенный период (за месяц, квартал или год). Все основания для их начисления и правила расчета содержатся во внутреннем нормативном акте о премировании. При наступлении таких оснований выплата подобной премии становится обязательной, и какие-либо специальные решения для ее начисления не требуются.
  • Нерегулярно — связываются с достижениями отдельных работников, возникающими периодически. Появление у работника права на такую премию должно быть обосновано отдельным документом, составляемым обычно его непосредственным руководителем.

Варианты оформления стимулирующих выплат

Трудовое законодательство в полной мере регламентировало процедуру назначения выплат стимулирующего значения. Невзирая на то, что есть много отличий в деятельности, проводимой разными компаниями, а также наличие потребности в регулировании индивидуального типа, существуют принципы общего назначения, предусмотренные законодательством.

Разработан определенный механизм назначения выплат:

  1. Руководство компании проводит фиксацию выбранного метода поощрения в соответствующей документации. Это внутренние нормативы организации или трудовые соглашения. Стоит отметить, что фирмы, оказывающие услуги по предоставлению микрозаймов не вправе принимать таких актов.
  2. Ознакомление гражданина с принятыми положениям.
  3. Если лицо выполняет прописанные условия – ему выплачивается вознаграждение.
  4. В последнем случае требуется сформировать приказ или распоряжение руководству организации. Данный акт выступает основанием для проведения расчета сотрудником финансового отдела предприятия.

Как работодателю ввести стимулирующие выплаты

Чтобы ввести в компании выплаты стимулирующего типа, требуется совершить несколько последовательных действий. На начальном этапе руководство компании вносит коррективы в правила, применяемые внутри нее. Необходимо подробно прописать, какие условия требуется исполнить сотруднику, чтобы получить вознаграждение за труд. Это касается не основных выплат, а дополнительных. В этом случае при приеме человека на работу требуется знакомить каждого с подобными актами.

Является ли премия стимулирующей выплатой

К примеру, фирма может прописать, что при условии добросовестного исполнения возложенных на лицо обязательств, ему выплачивается премия. Кроме того, формат стимулирующей выплаты бывает и другим, к примеру, это объявление человеку благодарности, выплата доплат или премий. Также сотрудникам выдаются ценные подарки или они ставятся в резерв для последующей ротации кадрового состава.

Предприятие вправе прописать, что одновременно к лицу применяются меры поощрения, носящие материальное и моральное выражение. В этом случае речь идет, к примеру, о благодарности и премии. При назначении выплат нужно учесть положения, отражающие правила оплаты труда. Отдельные нормативные акты, принятые на предприятии, содержат алгоритм получения гражданами поощрения за труд.

Затем каждый сотрудник знакомится с нововведениями, внесенными руководством в оплату труда. Происходит это посредством проставления подписи в соответствующей документации. Это нужно, чтобы работодатель в последующем мог доказать, что все сотрудники были ознакомлены с нормативами, установленными в компании.

Обоснование начисления квартальной премии сотрудникам: пример

Формулировка обоснования премии сотруднику, выплачиваемой нерегулярно, будет зависеть от состава конкретных трудовых достиженийэтого отдельного работника. Например, для менеджера по продажам может иметь место поощрение с формулировкой «За досрочное выполнение запланированного объема продаж за месяц».

Результаты работы конкретного сотрудника оценивает, как правило, его непосредственный руководитель. Выявив факт возникновения права на премию, он составляет на имя руководителя работодателя представление (служебную записку) на ее начисление. При положительной резолюции руководителя работодателя на этом документе в отношении работника будет издан отдельный приказ на выплату ему премии.

Что такое НСОТ

  • В чем заключается новая система оплаты трудовой деятельности?
  • Законные обоснования;
  • Особенности и правила новой системы оплаты в образовательной области;
  • Поощрительные и стимулирующие перечисления;
  • Порядок перехода на НСОТ;
  • Положительные факторы и недостатки.

Общая информация

Используемая до недавнего времени система начисления з/п бюджетникам, которая осуществляется по единой стандартной тарифной сетке, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Тарифный план, который устанавливается за квалификацию и наработанный стаж, не показывает результативность рабочего процесса. Соответственно никак не побуждает повышать качество трудовой деятельности и ее эффективность.

Это стало причиной проведения реформы в системе начисления з/п. Потребовался новый более грамотный подход. Данный процесс был запущен в 2008 году и не прекращается по сей день.

Является ли премия стимулирующей выплатой

НСОТ или новая система оплаты труда, как любые изменения и начинания, характеризуется, как преимуществами, так и недостатками. Последние выражаются в виде подводных камней. Стоит изучить преимущества и минусы более подробно.

Нсот – что это?

Главным изменением, которое принести НСОТ, является переход с окладной системы оплаты трудовой деятельности на дифференцированный подход!

Ранее з/п педагогов рассчитывалась по окладу. Он соответствовал квалификационному разряду, наработанному стажу и официальной категории учителя или воспитателя. При данной оплате результативность труда не влияла на з/п.

Новая система подразумевает совершенно иные условия распределения зарплатного фонда. Директора образовательных учреждений наделены правом полностью распоряжаться поступившими средствами. Благодаря этому можно оплачивать труд педагогов, опираясь на такие факторы, как:

  1. Количество отработанного времени.
  2. Качество трудовой деятельности.

Руководитель имеет возможность поощрять сотрудников, которые характеризуются, как более квалифицированные и успешные!

Переход с окладов на НСОТ впервые был осуществлен летом 2008 года. Основанием для этого является правительственное постановление!

Это официальный документ, где подробно прописаны ответы на вопросы, напрямую касающиеся обновленного подхода к з/п педагогов. Подробности по новому положению отражены также в ст. 144 ТК. Здесь прописан порядок оформления и регулирования новой системы.

Описаны все уровни и правила грамотного распределения средств от государства. Вот основные категории учреждений и условия проведения отчетности для них:

  1. Учреждения общего федерального уровня. Заполнение коллективных и дополнительных соглашений, прилагаемых к трудовым официальным договорам. Обязательно оформляются локально установленные нормативные акты, установленные на том же уровне федерации.
  2. Региональные государственные учреждения. Оформляются те же документы, но уже с принятием некоторых особенностей, которые характерны для субъектов РФ на официальном уровне закона.
  3. На общегородском уровне. Здесь в обязательном порядке учитываются тонкости, связанные с местным управлением.

Новый закон и НСОТ доверяет начисление з/п начальнику образовательного учреждения.

Что такое стимулирующие выплаты по ТК РФ

Принятая новая система начисления з/п специалистам сферы образования выстраивается на:

  • Главный зарплатный фонд каждого учреждения складывается в полном соотношении с общим количеством учеников или студентов. То есть средства выделяются строго на каждого обучаемого отдельно;
  • На основании суммы выделенных средств учреждение может самостоятельно составлять расписание;
  • Фонд средств, предназначенных для з/п педагогов состоит из двух главных частей – базовая и стимулирующая;
  • Размер з/п, которая получается руководством, не должна быть выше средней суммы з/п, что получают остальные работники.
Предлагаем ознакомиться  Что значит заведомо ложные сведения

Особое внимание заслуживает распределение суммы на базовые и стимулирующие доли. В первом случае речь идет о гарантированных выплатах, основанным на принятых тарифах и разных компенсациях. Что касается стимулирующей части, то она распределяется по таким факторам:

  • Достижения;
  • Успех в работе;
  • Загрузка в течение дня;
  • Общие условия труда.

Из стимулирующей части денежных средств выделяются деньги, положенные за специальные обязанности сотрудника, относящиеся к не регламентированной занятости. Сюда можно отнести такие виды деятельности, как:

  1. Беседы и воспитательные разговоры с родителями.
  2. Оформление разных документов.
  3. Проверка работ, выполненных учениками.
  4. Заведование кабинетами.

Как уже отмечалось выше, стимулирующая часть з/п выплачивается исключительно в виде дополнения к обычным гарантированным суммам. Это особое денежное поощрение за достижения, которые побуждают сотрудников к последующим успехам.

Стимулирующие перечисления нельзя получить за простое отсутствие замечаний. Это исключительно поощрение особой эффективности и положительных результатов!

Выплаты такого плана регламентируются официальными актами. Здесь фиксируются такие моменты, как:

  • Категории перечислений;
  • Основания для поощрения;
  • Назначенная сумма и метод ее получения, то есть расчеты;
  • Периодичность перечислений – месячная, недельная, годовая или полугодовая;
  • Главные моменты оценки зафиксированных показателей.

На стимулирующие выплаты руководитель должен выделить примерно 30% от фонда. Это тот объем, ровно на который увеличиваются доплаты из бюджета, актуальные в рамках НСОТ.

Для введения НСОТ, бюджетная организация должна внести специальные изменения и установить соответствующие акты. Документы регламентируют принятые перемены в условиях трудовой деятельности и требуют согласия сотрудников.

Если перевод на НСОТ осуществляется в качестве изменения общих технологических условий и особенностей организации трудовой деятельности, согласие работников получать не нужно!

В процессе принятия изменений работодатель обязан осуществить следующие манипуляции:

  1. Письменное уведомление сотрудников. Это нужно сделать в двухмесячный срок от вводимых изменений.
  2. Если сотрудник образовательного учреждения дает согласие на работу в обновленных принятых условиях, он должен подтвердить это в письменной форме.
  3. Если по какой-то причине условия не подходят, сотруднику нужно предложить иные вакансии. Здесь могут быть предложения с более низкой оплатой труда и должности в иных региональных учреждениях.
  4. Если для сотрудника не нашлось подходящего места или он отказывается от всех предложенных вариантов, его увольняют по п. 7, ч. 1, ст. 77 ТК.

Если человек дает согласие, с ним заключается дополнительное официальное соглашение. В документе прописываются:

  • Новые условия начисления з/п, которые не должны быть хуже прежних;
  • З/п по окладу;
  • Разные компенсации;
  • Поощрительные надбавки;
  • Размер стимулирующей части з/п.

Новая система начисления з/п оказалась эффективной больше в теории, чем на практике!

Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».

Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.

Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:

  • Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
  • Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.

НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.

Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

Коротко о главном

  1. Новая системы оплаты труда подразумевает существенные изменения.
  2. Средства направляются в организацию, и распоряжается ими руководитель организации.
  3. Поступившая сумма распределяется на две доли — базовая и стимулирующая.
  4. Поощрительные выплаты выплачиваются за заслуги, а не за хорошее поведение.
  5. Переход на новую систему оплаты труда осуществляется по определенному порядку.

Регулирование стимулирующих выплат в бюджетной сфере в 2019 г. Критерии премирования для педагогов, медиков, сотрудников учреждений культуры.

Система оплаты труда работников учреждений образования, здравоохранения и культуры включает в себя стимулирующие выплаты. Их размер и порядок начисления устанавливается законодательно, на федеральном уровне и непосредственно в субъектах.

Рассмотрим, как формируется система премирования, какие критерии необходимо учитывать и как составить положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам СПО, ВПО и других учреждений образовательной сферы.

Важная информация

Заработная плата всех наемных работников формируется из следующих компонентов:

  • должностной оклад или тарифная ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • начисления стимулирующего (поощрительного) характера.

Последний вид выплат призван повысить мотивацию сотрудников и их заинтересованность в результате собственного труда. Достижения работника на рабочем месте могут быть поощрены различными надбавками, доплатами и премиями.

Виды стимулирующих выплат по ТК РФ

Они могут устанавливаться как законодательно, так и локальными актами организации — действующими постоянно (Положение о премиях, коллективный договор и пр.) или разовыми (приказ руководства).

Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения

Все условия, которые предъявляются к сотрудникам для получения стимулирующих сумм, в обязательном порядке должны быть отражены в письменном формате. В том числе, это трудовое соглашение, оформленное с сотрудником или акт локального значения.

К числу условий в данном случае можно относить:

  • наличие добросовестного отношения к исполняемым обязанностям
  • не превышать установленный показатель брака
  • исполнение разработанного плана
  • перевыполнение плана
  • исполнение поручений разового типа
  • учет результатов общей работы организации за четко определенный период и прочее

Этот список не исчерпывающий. В этот перечень могут включаться и другие условия выплат. Это нужно для того, чтобы руководство компании могло себя застраховать от того, что он понесет убытки, имеющие взаимосвязь с выплатой заработка всем сотрудникам.

Данный критерий применяться может далеко не во всех ситуациях. К примеру, когда условием для получения дополнительных выплат выступает увеличение сдельных расценок за одну штуку продукции.

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2019 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

  • Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).
  • Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.
  • Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

  Как начислить и удержать алименты на несовершеннолетнего ребенка

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Оформление стимулирующих выплат

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли уменьшить выплаты по исполнительному листу затребовав алименты

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

  Как взять отгул на работе — определение, варианты и особенности предоставления в России

Оценочный лист

Введение стимулирующих выплат

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

  • данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
  • повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
  • в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
  • оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
  • исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
  • анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
  • рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
  • подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
  • разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
  • оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

  Незаконное предпринимательство: понятие, ответственность

Принципы оценки достижений педагогов

Особенности стимулирующих выплат в бюджетном учреждении

Говоря про организации, ведущие коммерческую деятельность, нужно отметить, что вопрос о назначении выплат стимулирующего значения в них решается довольно быстро. Для этого требуется только принять внутри компании документ, который бы регулировал данное новшество. Отличительной чертой бюджетной организации выступает то, что руководящий состав не наделен полномочиями относительно распоряжения финансами такого учреждения.

Это говорит о том, что администрация не принимает участия в формировании условий, согласно которым назначается оплата труда сотрудников в рассматриваемой сфере. Однако, несмотря на это, работники бюджетных предприятий вправе рассчитывать на выплаты стимулирующего значения. В этом направлении применяются положения, закрепленные на уровне законодательства.

Основным актом выступает Приказ, разработанный Министерством здравоохранения от 2007 года № 818. Он направлен на регулирование оплаты в ситуации, когда сотрудники трудятся в выходные и праздничные дни. Отражается несколько разновидностей стимулирующих выплат:

  • связанные с наличием выслуги лет
  • качественное исполнение обязанностей
  • результаты интенсивного труда
  • завершение работы, представленной большим объемом и т.д.

Другие нормативные акты в отношении бюджетников применяться не могут. Это говорит о том, что использовать нужно только законодательство. Руководству бюджетной организации необходимо понимать, что при издании приказа, который направлен на предоставление сотрудникам дополнительных выплат, в организации будет организовано проверочное мероприятие. В ходе проверки устанавливается, имеет ли место нецелевое расходование средств бюджетного значения.

Нужно рассмотреть данный вопрос применительно к каждой сфере. К примеру, чаще всего, данные выплаты применимы в сфере образования. Устанавливается система расчета баллов, которые влияют на доплаты. Для расчета стоимости 1 балла потребуется принять во внимание весь фонд заработка, который может быть выделен на премирование сотрудников.

Когда определено общее число баллов, которые заработаны всеми членами выбранной организации, происходит вычисление стоимости 1 балла. Затем учитывают сколько баллов начислено для 1 работника, после чего умножить на полученную стоимость балла. Для преподавательского состава имеет значение эффективность как классной работы, так и организация внеурочного времени.

Это проведение разных мероприятий, например, походы или экскурсии. Также проверяется успеваемость каждого взятого ученика, работа с законными представителями учащихся, участие в олимпиаде. Кроме того, педагоги должны взаимодействовать с представителями семей, отнесенных к числу неблагополучных.

Когда сотрудник проявляет большую активность, то и рассчитывать он вправе на получение повышенного поощрения. Если говорить про учреждения дошкольного типа, то тут происходит деление штата на воспитателей и педагогический состав. Для них выделяются средства в размере 60 процентов от всего фонда, предназначенного для оплаты труда.

Стоит учесть, что кроме этих лиц, в штате также есть и другие работники, в том числе, это сторожа и технические сотрудники, работники кухни и прочее. Стоимость баллов будет устанавливаться исходя из того, насколько эффективно трудился каждый взятый гражданин.

Это относится к проведению мероприятий факультативного типа, в том числе, кружки и секции. Доплаты для руководства рассматриваемой организации начисляются по иному порядку. Директор может рассчитывать на повышение оплаты труда, в ситуации:

  • если он ведет активную работу с родителями
  • нет жалоб
  • проводится обучение профильного типа
  • в сферу преподавания включаются молодые сотрудники
  • развитие талантов, обучающихся и т.д.

Для каждого взятого учреждения разрабатывается свое положение, в соответствии с которым начисляются баллы.

Рассматривая вопрос получения надбавок сотрудниками медицинской сферы, стоит учесть, что применимы здесь положения программы, которая была запущена еще в 2011 году. Правомочием на получение дополнительной оплаты наделены как медсестры, так и доктора. Полномочия по установлению надбавок возложены на руководство территориального подразделения системы здравоохранения. Конкретная сумма определяется в конкретном учреждении.

Условия получения стимулирующих выплат

Повлиять на это могут:

  • количество человек, проживающих в населенном пункте;
  • плотность жителей;
  • возрастная категория, являющаяся преимущественной;
  • показатели смертности.

Также важна специфика оказываемой помощи и местность расположения учреждения системы здравоохранения.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

В ТК РФ установлены ограничения для сроков выплаты:

  • зарплаты (а соответственно, и авансов по ней) и отпускных (ст. 136);
  • расчета при увольнении (ст. 140).

Упоминания о премии в связи со сроками выплаты в ТК РФ отсутствуют. Вместе с тем премия, являющаяся частью зарплаты, может выплачиваться с периодичностью, отличающейся от частоты выплаты зарплаты. В связи с этим Минтруд России в информации от 21.09.2016, размещенной на его сайте, рекомендует указывать в локальном нормативном акте о премировании не только месяц начисления премии, но и месяц или конкретную дату ее выплаты. Если будет указан только месяц выплаты, то это будет означать, что премиальные надо выплатить не позже 15-го числа указанного месяца.

Если в нормативном документе не указан месяц выплаты премии, но присутствует указание на сроки ее начисления, то премию нужно выплатить до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления премии (письмо Минтруда России от 23.08.2016 № 14-1/В-800).

Премия и оценочные обязательства на ее выплату

Необходимость признания премиальных в качестве оценочного обязательства возникает в ситуации, когда на момент составления бухотчетности уже известно, что за тот период, которому эта отчетность посвящена, у работодателя существует обязанность выплатить премию и известна ее сумма (подп. «а» п. 2, пп. 4–6 ПБУ 8/2010, утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).

Чаще всего эта необходимость возникает в отношении премии, начисляемой за год, поскольку привязывается к обязательной для составления годовой отчетности (письмо Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355).

Дт 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 96.

В сумму этого обязательства войдут также обязательные для начисления на величину премии страховые взносы, поскольку обязанность их уплаты возникнет одновременно с обязанностью выплаты премиальных.

Дт 96 Кт 70.

Дт 96 Кт 69.

В бухбалансе величина признанных на конец года оценочных обязательств отразится в разделе краткосрочных обязательств по строке 1540. Сумма созданного оценочного обязательства может уменьшать базу по налогу на прибыль, если это закреплено в учетной политике налогоплательщика (ст. 324.1 НК РФ).

Не признавать премию как оценочное обязательство могут юрлица:

  • являющиеся кредитными организациями или госучреждениями (п. 1 ПБУ 8/2010);
  • которым доступно применение упрощенных способов ведения бухучета и составления отчетности (п. 3 ПБУ 8/2010).

О том, какое еще долги должны отражаться в качестве оценочных обязательств, читайте в материале «Налоговый спор = оценочное обязательство».

Итоги

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении

ТК РФ определяет премию как один из видов стимулирующей части зарплаты. Решение о включении премии в зарплату должно закрепляться во внутреннем нормативном документе. Правила начисления премиальных работодатель также разрабатывает самостоятельно. Основания для выплаты вознаграждений и периодичность их начисления могут быть разными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector