Охрана труда с нуля – пошаговая инструкция 2020

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор.

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда.

Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»).

Охрана труда: что важно знать работодателю?

Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д.

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «

Советы экспертов. Проверки, налоги, право

» 

Оставить заявку

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Предлагаем ознакомиться  Образец заявления следователю на свидание

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв.

м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Это правила, соблюдение которых гарантирует жизнь и здоровье трудящихся на конкретном производственном объекте. Охрана труда на производстве — это обязанность работодателя, которая возложена на него целым рядом нормативных актов, среди которых:

  1. Трудовой кодекс;
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  4. Приказ Минтруда от 29.12.2014 № 1197;
  5. Постановление Правительства от 27.12.2010 № 1160 и ряд других.

Охрана труда (ОТ) связана с профилактикой и предотвращением травм и производственных заболеваний. По итогам 2018 года в России зафиксировано 4479 тяжелых несчастных случаев, 1158 человек погибли. Минтруд в своем сообщении не уточнил, кто виновен в гибели работников, но, как правило, основной причиной гибели выступает человеческий фактор.

  • сохранить жизнь себе и другим работникам;
  • не нарушать законодательство и не причинять вред здоровью людей с последующей административной (ст. 5.27 КоАП) или уголовной ответственностью (ст. 143 УК РФ);
  • не нарушать трудовую дисциплину и сохранить все льготы и доплаты на рабочем месте;
  • сохранить работу, так как за нарушение техники безопасности ТК РФ предусмотрено расторжение трудового договора (ст. 81 и ст. 192 ТК РФ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Требования, какая должна быть производственная среда, охрана труда и техника безопасности у каждого конкретного работодателя, установлены в ст. 212 ТК РФ, среди них:

  • обеспечение защиты работников при выполнении ими трудовых обязанностей;
  • организация управления системой ОТ;
  • приобретение и обеспечение сотрудников за счет средств работодателя необходимыми средствами защиты здоровья и жизни (СИЗ);
  • разработка и внедрение инструкций по охране труда и промышленной безопасности для каждой профессии с учетом специфики предприятия;
  • обучение, проведение инструктажей и проверки знаний персонала в области производственных процессов;
  • контроль правильности использования, эту функцию иногда перекладывают на отдел промышленной безопасности и охраны труда;
  • предупреждение несчастных случаев;
  • участие в программах обязательного страхования от несчастных случаев и профзаболеваний и т. д.

Кроме указанных обязанностей, работодателю предписано организовать и провести мероприятия по специальной оценке рабочих мест своего персонала. Необходимость проведения этого мероприятия установлена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ и призвана обеспечить безопасность труда в промышленности. В ходе оценки рабочих мест будут проведены контрольные замеры в соответствии с Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Результатом замеров является установление класса опасности для каждого конкретного рабочего места.

Подробнее: Что необходимо предпринять администрации предприятия по проведению СОУТ

Как организовать

В процесс организации и управления охраной труда вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Но обязанность иметь целую структуру в штате предусмотрена только для крупных предприятий. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, собственное подразделение или служба ОТ формируется при численности персонала свыше 50 человек. Производства с меньшей численностью реализовывают ее силами одного специалиста, привлеченного по совместительству.

Если на предприятии создается специализированная служба охраны труда и промышленной безопасности, для ее нормальной работы необходимо разработать регламент. Обычно он прописан в Положении и содержит информацию об организационной структуре, подчиненности, ответственности, видах деятельности, контролирующих подразделениях. Перечислим основные документы, которые должны иметься в организации:

  • приказы о создании подразделения, целью которого является обеспечение охраны труда и техники безопасности на производстве;
  • приказы о назначении ответственных, создании комиссии о проверке знаний техники безопасности;
  • инструкции, графики проведения инструктажей, журналы их регистрации;
  • программы вводного и первичного инструктажей;
  • должностные инструкции, в которых конкретизированы обязанности руководителей по охране труда, промышленной безопасности;
  • перечни профессий и должностей, освобожденных от инструктажа;
  • прочие документы (положения, правила, должностные инструкции, учебные программы, протоколы экзаменов, удостоверения и др.).

Если вы столкнулись с вопросами обеспечения техносферной безопасности впервые, то в качестве схемы используйте пошаговую инструкцию «охрана труда с нуля».

Здесь речь про штатную численность на конкретном предприятии. Если она больше 50 единиц, то создается отдельная служба. Если финансы позволяют и есть необходимость, то организовывается служба и при условии, что штат менее 50 рабочих. Подчиняться эта структура должна непосредственно руководителю, потому что работники этого подразделения наделены правом выдавать предписания по устранению выявленных недостатков.

Получателями предписаний бывают заместители руководителя предприятия и начальники структурных подразделений. Кроме того, предписание специалиста службы отменяется только должностным лицом, которому он подчиняется, и только в письменном виде. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью имеет свою иерархию, которая не имеет отношения к штатной расстановке. По этой причине работники по ОТ подчиняются первому лицу предприятия.

Предлагаем ознакомиться  Справка с места работы для приставов на алименты

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Служба ОТ должна решать следующие задачи:

  • непосредственное обеспечение безопасности всех стадий производственного процесса;
  • профессиональная подготовка и повышение квалификации, пропаганда и наглядная агитация;
  • участие в выборе оптимальных режимов труда и отдыха;
  • профессиональный отбор исполнителей на опасные и вредные участки производства.

Специалисты по охране труда обязаны соответствовать профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н. Это требование необходимо, чтобы обеспечивать безопасность технологических процессов и производств. Специалист обязан иметь профильное образование и опыт, назначить на эту работу «своего» человека не получится. Если своего специалиста нет, то его приглашают работать по совместительству.

Ответственные на местах не обязаны иметь специального образования по техносферной безопасности, но обязаны пройти обучение в рамках программы, предусмотренной Постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29. Все ответственные лица на местах назначаются локальными нормативными актами работодателя, потому что производственная безопасность и охрана труда требуют четкого разграничения и делегирования полномочий.

После выбора и утверждения ответственных необходимо разработать нормативную базу, куда входят:

  • инструкции и положения, например, инструкция по охране труда и промышленной безопасности при работе с оборудованием под давлением;
  • схемы взаимодействия служб и подразделений;
  • положение (типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Что такое техника безопасности на предприятии

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда«);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.  

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.  

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст.

Предлагаем ознакомиться  Понятие существенных условий труда

3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Обучение

Охрана труда и промышленная безопасность на предприятии, уровень ее состояния зависят от соблюдения графиков обучения руководителей, инженеров, специалистов по охране труда, рабочих. Периодичность регулируется Постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29:

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ организуется в первый месяц с даты приема на работу для всех;
  • раз в год рабочие обучаются правилам оказания первой помощи;
  • периодичность повторного обучения для рабочих работодатель устанавливает сам, для руководителей — не реже одного раза в три года.

Программы обучения разрабатываются самостоятельно или специализированными учебными центрами и образовательными организациями, имеющими лицензии или отраслевую аккредитацию по программам в области охраны труда.

Ответственность за нарушения

Контроль за состоянием техносферной безопасности постоянно осуществляется со стороны государства. Охрана труда и техника безопасности на производстве являются объектом надзора различных министерств и ведомств, главным из которых является Федеральная служба по труду и занятости. Основные направления мониторинга:

  • надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
  • надзор и контроль за применением нормативных актов о возмещении причиненного вреда на производстве;
  • исполнение коллективных договоров и обязательств по социальному страхованию работников.

За нарушения в области охраны труда работники, должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по 5.27.1 КоАП в форме предупреждения или штрафа до 200 000 рублей. За нарушения техники безопасности, выявленные контролирующими органами, организацию вправе закрыть на срок до 90 суток.

За нарушения, которые привели к гибели работников, отвечать придется по статье 143 УК РФ, санкции которой предполагают штрафы от 400 000 рублей или лишение свободы на срок до 4 лет.

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector