Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспекторы ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться  Ошибки ТСЖ в борьбе с неплательщиками

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Куда и как можно пожаловаться?

Нарушений у инспекторов может быть достаточно много, а совершаться они – часто. Среди них можно выделить 2 основные категории:

  • нарушения ПДД – сотрудники ГИБДД обязаны соблюдать Правила, также как и граждане, кроме исключений, предусмотренных специально для них,
  • нарушения должностных обязанностей, полномочий и прав, предусмотренных внутренними Приказами, Административным регламентом, введённым Приказом №664, и ФЗ «О полиции».

Вне зависимости от того, что именно нарушил инспектор ДПС, порядок подачи жалобы на него одинаков.

Соответственно списку, подать жалобу на нарушения сотрудника ГИБДД в 2020 году можно только в 3 инстанции – Следственный комитет исключаем из перечня, потому что при наличии подозрения в деянии, преследуемым Уголовном кодексом, при подаче жалобы в прокуратуру та сама имеет полномочия инициировать возбуждение уголовного дела и передать его соответствующим органам для рассмотрения.

Но 4-я инстанция всё же добавляется – это приёмная Президента России. При направлении жалобы на инспектора ДПС сюда, как правило, её эффективность превыше всего.

Здесь сразу придётся сообщить о плохих новостях: в большинстве случаев все инстанции выше подразделения ГИБДД, в котором служит сотрудник, спустят жалобу его начальству: как прокуратура, так и УСБ и приёмная Президента. Чтобы уменьшить шанс этого, лучше всего написать заявления на бумаге и лично отвезти в каждую инстанцию.

Бланк жалобы

Это актуально только для письменной бумажной жалобы, и его даже нет смысла приводить, но мы всё же это сделаем. Фактически необходимо указать:

  • куда вы направляете жалобу на сотрудника ГИБДД (помните, все инстанции сразу в каждом экземпляре),
  • от кого, в том числе ваши контакты,
  • заголовок заявления,
  • суть жалобы: в какие дату и время в каком месте при каких обстоятельствах что произошло,
  • ваши требования – лучше всего указать конкретные нарушения и потребовать проверить и привлечь сотрудника к дисциплинарной и административной ответственности, а также проверить наличие состава уголовного деяния – так будет правильнее всего.

Вы можете сохранить правильные бланки жалобы для подачи во все эти инстанции в письменном виде.

Жалоба на нарушение инспектора и наказание

Итак, давайте теперь по порядку рассмотрим направления обращения, как это сделать, и по каким адресатам можно пожаловаться на действия ГИБДД на официальных сайтах онлайн!

Просто правильно заполните, распечатайте в 2 экземплярах, подпишитесь и отвезите заполненный бланк жалобы в отделение ГИБДД по месту совершения правонарушения (и там, где служит сотрудник ГАИ). Подайте один экземпляр жалобы в окошко и попросите поставить штамп на втором экземпляре либо запишите входящий номер жалобы. Аналогичным способом можно подать бумажные жалобы во все инстанции, перечисленные ниже.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст.

Предлагаем ознакомиться  Ведение дел в арбитражном суде разбирательство обжалование

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Сроки рассмотрения жалобы на сотрудника

Есть аж несколько органов, уполномоченных контролировать работу Госавтоинспекции. К ним относятся:

  • непосредственный начальник инспектора ДПС в рамках отделения ГИБДД – чаще всего именно он и рассматривает жалобы водителей на нарушения сотрудника,
  • Управление собственной безопасностью при МВД (УСБ),
  • прокуратура,
  • Следственный комитет (СК) РФ.

Все эти ступени контролирующих органов и должностных лиц уполномочены рассматривать любые нарушения инспекторов, кроме Следственного комитета, который рассматривает дела, имеющие состав уголовного преступления инспектора.

Есть также неподтверждённое мнение о том, что поданная жалоба в случае привлечения сотрудника МВД к дисциплинарной ответственности, ложится в личное дело последнего.

Они регулируются Федеральным законом «О порядке обращения гражданам в госорганы». Согласно этому ФЗ, срок рассмотрения граждан электронных обращений составляет 30 дней с даты принятия к рассмотрению заявления. Но между датой отправки жалобы и принятием к рассмотрению также есть свой срок – 3 дня. Итого общий период составляет 33 дня.

Но следует иметь в виду, что в исключительных случаях (законодательство 2020 года, при этом, не уточняет, какие случаи считать исключительными) срок рассмотрения может быть продлён соответствующим должностным лицом-адресатом ещё на 30 дней.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.
Предлагаем ознакомиться  Как пожаловаться на оператора мегафона

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Подача жалобы на сотрудника ГИБДД через официальный сайт ГАИ

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки.

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Если по результату пришла «отписка»

Скриншот для подачи жалобы в прокуратуру на инспектора ДПС

В первом случае ничего не мешает обжаловать такую отписку тем же адресатам, указанным выше, кроме начальника ГИБДД, который и прислал её. Но и в этом случае успех не гарантирован – очень часто вышестоящие службы «спускают» жалобу снова тому же инспектору, а тот снова даёт такой же ответ-отписку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector