Положение о филиале акционерного общества

Основные функции, осуществляемые филиалом страховой организации

                  Продажа страховых
услуг
* * *
* *
* *
* *
* *
* * * * * * *
* * * * * *
* * * * * *
* * * * * *
* * * * *
* * * * *
* * * * *
* * * * * * *
* * *
* * * *
* * *
* * * *
* * * *
* * * * * *
Обслуживание Урегулирование
страхователей претензий
(сервис) и убытков

Рис. 1

К числу других базовых функций, выполняемых филиалом в регионе присутствия, можно отнести представительские, организационные и финансово-хозяйственные функции (рис. 2).

                            ------------------¬
¦ Страхование ¦
------------------¬ L--------T--------- ------------------¬
¦ Организационная ¦ ¦ ¦ Урегулирование ¦
L--------T--------- ¦ L--------T---------
¦ --------- --------¬ ¦
L------------------ Основные функции -------------------
------------------- филиала СК ------------------¬
¦ L--------T--------- ¦
--------- --------¬ ¦ --------- --------¬
¦Представительская¦ ¦ ¦ Обслуживание ¦
L------------------ --------- --------¬ L------------------
¦ Хозяйственная ¦
L------------------

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Рис. 2

Функции страховой организации могут исполняться филиалом как в полном объеме, так и частично. В любом случае функционал филиала должен быть определен и нормативно закреплен. В процессе деятельности объем выполняемых филиалом функций страховой организации может изменяться и дополняться. Обособленное подразделение может выполнять и иные, не запрещенные законом функции, перечень и объем которых обычно определяются положением о филиале и полномочиями, делегированными в доверенности юридического лица для исполнения руководителем филиала.

Представительство

Понятие «представительство» может рассматриваться двояко:

  1. как функция представления чьих-либо интересов;
  2. как организационная форма обособленного подразделения юридического лица.

С точки зрения гражданского законодательства в первом случае речь идет о правоотношениях, в силу которых одно лицо (организация или гражданин) уполномочено осуществлять юридические действия от имени и по поручению другого лица (организации или гражданина). При этом представителями не являются лица, действующие в чужих интересах, но от своего имени (например, страховой брокер).

Закон ввел ограничения: представитель не имеет права совершать сделки от имени делегировавшего ему полномочия лица в отношении самого себя. Поэтому директор филиала, например, не имеет права подписать договор страхования собственного имущества, хотя и обладает необходимыми полномочиями на совершение таких действий в соответствии с надлежащим образом оформленной доверенностью.

Во втором случае под представительством понимается «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту» (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Положение о филиале акционерного общества

Общие признаки представительства совпадают с соответствующими признаками филиала, которые уже были выше перечислены.

Рабочее место

НК РФ, вводя наличие стационарных рабочих мест в определение обособленного подразделения и связывая с этим сам факт его существования, тем не менее не раскрывает понятие «рабочее место». Поэтому согласно п. 1 ст. 11 НК РФ будем исходить из того, как понятие «рабочее место» излагается в иных отраслях законодательства.

В первую очередь речь идет о трудовом законодательстве, поскольку это понятие возникает в сфере трудовых правоотношений между работодателем и работником. В ст. 209 ТК РФ определяется, что «рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

Таблица 1

------------------T---------------------------T----------------------------
Отраслевой подход¦ Определение рабочего места¦ Характерные признаки
¦ ¦ по определению
------------------ --------------------------- ----------------------------
Юридический ¦Место, где работник должен ¦- Местонахождение
подход ¦находиться или куда ему ¦работника;
¦необходимо прибыть в связи ¦- место прибытия работника
¦с его работой и которое ¦в связи с работой;
¦прямо или косвенно ¦- контроль (прямой или
¦находится под контролем ¦косвенный) рабочего места
¦работодателя ¦со стороны работодателя
------------------ --------------------------- ----------------------------
Психологический ¦Зона, оснащенная ¦- Зона как более широкое
подход ¦необходимыми техническими ¦пространство по сравнению
¦средствами, в которой ¦с местом;
¦совершается трудовая ¦- оснащение техническими
¦деятельность исполнителя ¦средствами
¦или группы исполнителей, ¦- возможность выполнения
¦совместно выполняющих одну ¦работы группой лиц;
¦работу или операцию ¦- выполнение одной работы
¦ ¦или операции
------------------ --------------------------- ----------------------------
Экономический ¦Пространственная зона ¦- Зона трудовой
подход ¦трудовой деятельности, ¦деятельности;
¦оснащенная необходимыми ¦- оснащение необходимыми
¦средствами (основным ¦средствами;
¦и вспомогательным ¦- применение трудовых
¦оборудованием, ¦и других норм;
¦технологической оснасткой, ¦- закрепление за работником
¦средствами организационной ¦(работниками);
¦и вычислительной техники), ¦- предназначение -
¦определенная на основании ¦выполнение производственных
¦трудовых и других норм, ¦или управленческих работ
¦закрепленная за одним ¦
¦или группой работников ¦
¦для выполнения определенных¦
¦производственных ¦
¦или управленческих работ. ¦
¦Рабочее место - первичное ¦
¦звено производства ¦
------------------ --------------------------- ----------------------------
Производственный ¦Рабочее место - это ¦- Первичное звено
подход ¦первичное звено ¦производства;
¦производства, зона трудовой¦- зона трудовой
¦деятельности рабочего ¦деятельности рабочего
¦или группы рабочих ¦(рабочих);
¦(если рабочее место ¦- оснащение с целью
¦коллективное), оснащенная ¦выполнения
¦необходимыми средствами ¦производственного задания
¦для выполнения ¦
¦производственного задания ¦
------------------ --------------------------- ----------------------------

Статья 21 ТК РФ определяет основные права и обязанности работника, в том числе и его право на «рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором».

Отношения между работником и работодателем юридически оформляются трудовым договором. Если буквально исходить из требований трудового законодательства, можно сделать вывод о том, что при заключении между лицами гражданско-правового (например, агентского), а не трудового договора рабочее место не создано.

Однако данный вывод может привести к ошибке, влекущей за собой различные санкции. При возникновении спора, связанного с квалификацией договора, суд обычно исходит из его содержания, а не названия договора. Поэтому если будет установлено, что между сторонами договора фактически имеют место трудовые отношения, то будет признан факт наличия рабочего места со всеми вытекающими последствиями.

Предлагаем ознакомиться  Уборку помещений проводят в доу

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Трудовое законодательство регулирует сроки существования правоотношений между работником и работодателем, оформляемые трудовым договором. Такой договор может быть заключен на неопределенный или определенный (до пяти лет) срок. В рамках этого правового поля существует и рабочее место. Никаких иных определений, в том числе понятий «стационарность рабочего места» и «сроки возникновения признака стационарности» (более 30 дней), трудовое законодательство не содержит.

Само понятие «рабочее место» также может рассматриваться в двух аспектах: юридическом и физическом (материальном). Юридически оно определяется наличием соответствующей трудовой функции, для выполнения которой требуются определенные качества и уровень профессиональной подготовки работника. Нормативно эти положения излагаются в квалификационных требованиях, должностной инструкции, частично в трудовом договоре и других документах.

В этом смысле рабочее место возникает при наличии определенной должности и той позиции, которую она занимает в системе распределения внутриорганизационных трудовых функций. Де-юре рабочее место всегда существует при наличии определенной должности, де-факто этого может и не быть. Например, создавать и содержать рабочее место в материальном виде (стол, стул, телефон и т.д.

) для вакантной должности не всегда необходимо, поскольку это требует определенных затрат без трудовой отдачи. Обязанность работодателя заключается в том, чтобы обеспечить соответствующее нормам охраны труда рабочее место существующему, а не потенциальному работнику. Физически рабочее место может быть оборудовано и сторонней организацией.

Например, для выполнения функций страхового агента по договору аренды на срок более одного месяца банк может выделить в операционном зале определенную площадь, мебель и средства связи. При этом у агента не возникает трудовых правоотношений с банком, поскольку он не является его работником. Но и со страховой компанией у агента не трудовые, а гражданско-правовые отношения, определяемые соответствующим договором.

А раз не существуют трудовые отношения со страховым агентом, то нет и работодателя как обязательной стороны таких правоотношений. Следовательно, нет и обязанности оборудовать рабочее место. Казалось бы, все просто. Юридически, согласно трудовому законодательству рабочего места нет, однако с точки зрения налогового законодательства по месту нахождения создан и более 30 дней существует трудовой пост, который может рассматриваться налоговыми органами как стационарное рабочее место.

В связи с тем, что в ст. 11 НК РФ термин «рабочее место» был употреблен во множественном числе, страховщики долгое время стремились использовать эту неточность в формулировке, создавая в необходимых случаях только одно рабочее место. В свою очередь, налоговые органы предприняли ответные действия. В Письме МНС России от 29 апреля 2004 г.

N 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением» указано, что определение обособленного подразделения, приведенное в ст. 11 НК РФ, поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, министерство считает, что, так как в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, было бы неправильным, если бы законодатель не считал региональное подразделение, состоящее из одного рабочего места, обособленным подразделением организации.

Буквально понимая определение обособленного подразделения, данное в указанной статье НК РФ, можно прийти к выводу о том, что рабочих мест должно быть как минимум два или более. Но далее в том же абзаце читаем: «Рабочее место считается стационарным…», то есть рабочее место упоминается уже в единственном числе.

Содержание нормы в таком виде дает повод для различных толкований ее смысла и сути. Вместе с тем на основании изложенного выше налоговые органы делают вывод, что создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.

При этом до сих пор достаточно спорным остается вопрос о том, образуется ли обособленное подразделение юридического лица при наличии у него вне места нахождения одного рабочего места. Есть и другие правовые ситуации, которые стороны страховых правоотношений трактуют по-разному. Например, правомерно ли территориально обособленные рабочие места, чаще называемые «удаленные рабочие места», созданные страховым агентом или брокером, имеющим статус индивидуального предпринимателя, считать обособленными подразделениями, в том числе и для целей налогообложения?

Создание удаленных рабочих мест (УРМ) индивидуальным предпринимателем не влечет правовых последствий, так как понятие обособленного подразделения в НК РФ (как, впрочем, и в ГК РФ) распространяется только на организации. Но тем не менее в сфере налогообложения складывается такая правоприменительная практика, согласно которой УРМ индивидуальных предпринимателей в ряде случаев приходится ставить на налоговый учет со всеми вытекающими последствиями.

Есть и другие сложности в толковании смысла и содержания норм налогового законодательства, устанавливающих правовой режим и регулирующих деятельность обособленных подразделений. В этой связи важным, на наш взгляд, является вопрос о том, что понимается под оборудованием стационарных рабочих мест. Под признаком оборудованности обычно понимается, что рабочее место функционально приспособлено для осуществления того вида деятельности, для которого создается обособленное подразделение, а условия труда пригодны для нахождения на этом месте работника.

Если структурное подразделение страховой организации обладает рассмотренными выше признаками, то оно является обособленным независимо от того, для чего оно создано, а также от того, какими полномочиями наделяются работники (работник) подразделения, и от наличия тех или иных внутренних нормативных актов страховой организации (протоколов, положений, приказов и т.п.).

Иными словами, законодатель, не придавая особого значения процедуре юридического оформления обособленного подразделения, отдает приоритет факту его существования и деятельности (если фактически организация имеет обособленное от нее территориально оборудованное стационарное рабочее место, то можно говорить об обособленном подразделении).

Более того, даже если, например, отсутствует договор, устанавливающий право на аренду помещения, но при этом доказано, что фактически созданы рабочие места, то у налогового органа возникает возможность утверждать, что создано и функционирует обособленное подразделение страховой организации. Подпадает ли под определение признаков оборудованности и стационарности рекламная стойка страховой компании, за которой находится штатный работник или страховой агент, в ряде случаев остается спорным вопросом, требующим конкретного изучения ситуации на месте.

Предлагаем ознакомиться  Как расторгнуть договор подряда с физическим лицом по соглашению сторон || Положение договора подряда о возможности его расторжения по соглашению сторон

Прочие обособленные подразделения

Все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, предусмотренным ст. 55 ГК РФ, независимо от их названия подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала. При этом следует иметь в виду, что ст. 57 ТК РФ, определяя содержание трудового договора, в числе обязательных его условий предписывает указывать «место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения».

В страховой практике наибольшее распространение получили отделения и агентства, чаще всего являющиеся обособленными структурными подразделениями филиалов страховой организации. В отношении этих организационных структур в полном объеме сохраняется налоговый режим, действующий применительно к любому обособленному подразделению.

Однако в настоящее время гражданским и страховым законодательством процедуры и условия создания отделений и агентств не определены, что дает некоторую свободу действий руководителям компаний. С точки зрения оперативности и гибкости в реализации стратегии региональной деятельности и продвижения на региональные страховые рынки создание таких региональных подразделений является достаточно эффективным инструментом.

Поскольку в ст. 55 ГК РФ нет прямого указания на то, что филиалы и представительства, в свою очередь, не могут создавать свои обособленные структурные подразделения вне места своего нахождения, то такая возможность существует. Основное преимущество заключается в том, что для создания агентств и отделений не требуется внесения в устав решения высшего органа юридического лица (совета директоров или общего собрания).

В маркетинговых, рекламных и иных целях обособленные подразделения страховой организации могут иметь и другие названия. Например, одни страховые компании создают территориальные управления, другие — региональные центры продаж, третьи — единые центры страхования и т.д. Однако в отношении каждого из таких обособленных подразделений действует правовой режим филиала (представительства) либо сложившаяся правовая практика создания и функционирования отделений и агентств.

«Филиалом страховой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения страховой организации и осуществляющее от ее имени все или часть страховых операций, предусмотренных лицензией органа страхового надзора, выданной страховой организации». В п. 2 этой же статьи наряду с определением представительства страховой организации указано, что оно не имеет права осуществлять страховые (перестраховочные) операции.

Пункты 6 и 7 ст. 31 проекта закона относятся к компетенции органа страхового надзора и определяют его функции в отношении филиалов и представительств страховщика. Но тут возникают вопросы к разработчикам проекта. Если формулировка о праве органа страхового надзора запрашивать у страховых организаций сведения о деятельности филиалов (представительств) сомнений не вызывает, то сама постановка вопроса и предлагаемая процедура получения согласия этого органа на открытие филиала (представительства) не представляются вполне обоснованными и достаточно продуманными.

Положение о филиале акционерного общества

Однако в предлагаемом заявлении на получение такого согласия должны быть перечислены сведения, которые до момента открытия в силу разных причин не могут быть представлены. Адрес места нахождения филиала (представительства) не может быть указан без заключения договора аренды или приобретения офисного помещения, который экономически нецелесообразно заключать до момента юридического оформления создания подразделения.

Сведения о руководящих работниках филиала, их полномочиях и образцы подписей невозможно представить до момента оформления этих работников на конкретные штатные должности в филиале. А принять их на работу согласно трудовому законодательству нельзя, поскольку введение таких должностей и создание рабочих мест осуществляются на основании приказа о создании филиала (представительства).

По той же причине в заявлении невозможно указать и конкретные полномочия руководителя обособленного подразделения. Что касается данных о масштабах и характере планируемых страховых операций, то это относится к процедурам бизнес-планирования и, на наш взгляд, является внутренним делом коммерческой организации.

Более того, предполагается, что в открытии обособленного подразделения может быть отказано в случаях, если «страховая организация имеет предписание в связи с несоблюдением требований по финансовой устойчивости и платежеспособности или действие ее лицензии приостановлено (ограничено)».

В проекте федерального закона «О страховании и страховой деятельности» предлагается новелла, определяющая понятие и функции страхового агентства. Статья 37 проекта указывает: «Страховым агентством является обособленное подразделение страховой организации, расположенное вне места нахождения страховой организации и осуществляющее от ее имени функции страхового агента».

Определено, что страховое агентство формируется из страховых агентов и что оно не вправе выполнять функции филиала и представительства страховой организации. Сразу отметим, что, поскольку страховое агентство имеет статус обособленного подразделения, на него в полном объеме распространяется налоговый правовой режим, так же как на филиалы и представительства страховой организации.

В ст. 37 проекта закона указано, что на страховое агентство распространяются положения, предусмотренные ч. 3 — 5, 7 ст. 31, регулирующей деятельность филиала и представительства.

Теперь попробуем спроецировать эти положения на существующую практику страховых компаний и начнем с того, что следует обязать страховые агентства соблюдать положения и требования указанных выше частей ст. 31 проекта, относящихся к филиалам и представительствам.

Из ч. 3 данной статьи вытекает, что страховое агентство не является юридическим лицом и должно осуществлять свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшей его страховой организацией. Часть 4 предписывает, что агентство должно иметь наименование, включающее в себя наименование создавшей его страховой организации. В ч.

Таблица 2

Предлагаем ознакомиться  Какие страховые компании самые надежные по осаго

Понятия (термины), используемые в законодательстве и юридической практике

-----------------T--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Критерий ¦ Понятие (термин), используемое в законодательстве и юридической практике
(признак) -----------------------------------T--------------T-----------------------------------------------------
¦ Статья 55 ГК РФ ¦ Статья 11 НК ¦ Статьи 31 и 37 проекта федерального закона
¦ ¦ РФ ¦ "О страховании и страховой деятельности"
-----------------T----------------- -------------- ---------------T------------------T------------------
¦ Филиал ¦Представительство¦ Обособленное ¦ Филиал ¦ Представительство¦ Страховое
¦ ¦ ¦ подразделение¦ ¦ ¦ агентство
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------
Подразделение ¦Да ¦Да ¦Да ¦Да ¦Да ¦Да
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------
Обособленность ¦Да ¦Да ¦Да, ¦Да ¦Да ¦Да
¦ ¦ ¦территориально¦ ¦ ¦
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------
Местонахождение ¦Вне места ¦Вне места ¦Вне места ¦Вне места ¦Вне места ¦Вне места
¦нахождения ¦нахождения ¦нахождения ¦нахождения ¦нахождения ¦нахождения
¦юридического лица¦юридического лица¦юридического ¦страховой ¦страховой ¦страховой
¦ ¦ ¦лица ¦организации ¦организации ¦организации
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------
Осуществление ¦Да, полностью ¦Только ¦Не определено ¦Все или часть ¦Представительство ¦Не вправе
функций ¦или частично, ¦представительство¦ ¦страховых ¦и защита ¦осуществлять
юридического ¦в том числе ¦и защита ¦ ¦операций, ¦интересов. ¦функции филиала и
лица ¦представительские¦интересов ¦ ¦предусмотренных¦Не имеет права ¦представительства
¦ ¦ ¦ ¦лицензией ¦осуществлять ¦
¦ ¦ ¦ ¦органа страх. ¦страховые ¦
¦ ¦ ¦ ¦надзора ¦(перестраховочные)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦операции ¦
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------
Внесение ¦Да ¦Да ¦Не зависит ¦Не определено. ¦Не определено. ¦Не определено.
в учредительные ¦ ¦ ¦от этого ¦Должны иметь ¦Должны иметь ¦Должны иметь
или ¦ ¦ ¦ ¦наименование, ¦наименование, ¦наименование,
организационно- ¦ ¦ ¦ ¦включающее ¦включающее ¦включающее
распорядительные¦ ¦ ¦ ¦наименование ¦наименование ¦наименование
документы ¦ ¦ ¦ ¦создавшей ¦создавшей ¦создавшей
¦ ¦ ¦ ¦их страховой ¦их страховой ¦их страховой
¦ ¦ ¦ ¦организации ¦организации ¦организации
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------
Условия открытия¦Не определены ¦Не определены ¦Не определены ¦С согласия ¦С согласия органа ¦Не определены
¦ ¦ ¦ ¦органа ¦страхового надзора¦
¦ ¦ ¦ ¦страхового ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦надзора ¦ ¦
----------------- ----------------- ----------------- -------------- --------------- ------------------ ------------------

https://www.youtube.com/watch?v=playlist

Теперь обратимся к функциям, возлагаемым на страховое агентство. Поскольку в проекте ст. 37 имеется прямой запрет на выполнение агентством функций филиала и представительства, то не ясно, какие функции вообще оно может выполнять. Выполнять страховые и иные производственные функции страховой организации, полностью или частично, как филиалу, агентству не разрешено.

Представлять и защищать интересы своей организации страховому агентству также нельзя. А указание на то, что агентство выполняет от имени создавшей его страховой организации функции страхового агента, противоречит перечисленным выше ограничениям, поскольку каждый агент заключает договоры страхования, то есть осуществляет страховые операции, выполняет строго регламентированные действия с наличными страховыми взносами.

В процессе своей деятельности страховой агент представляет интересы компании по расширению перечня и объемов продаваемых страховых услуг, в той или иной мере участвует в защите интересов страховщика, проводя осмотр объектов страхования, по возможности оценивая потенциальные угрозы и страховые риски.

В полном объеме должностные обязанности страхового агента изложены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Раз агентство формируется из страховых агентов, наделенных такими функциями и полномочиями, они автоматически должны переходить к страховому агентству, точнее к его руководителю.

«Страховыми агентами могут выступать граждане Российской Федерации, в том числе зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или страховые агентства, представляющие интересы страховщика в отношениях со страхователем от имени страховщика, по его поручению и в соответствии с предоставленными страховщиком полномочиями».

В данном определении прямо указано, что агентства представляют интересы страховщика в отношениях со страхователем — иными словами, выполняют представительские функции, которые запрещены ст. 37 проекта. Новеллой является и то, что из данного определения страхового агента исчезло указание на то, что функции страхового посредника могут выполнять также и юридические лица.

Завершая рассмотрение вопросов определения, характерных признаков и правового статуса обособленного подразделения страховой организации, следует отметить, что в последние годы активно совершенствуется и развивается нормативная база, регулирующая правоотношения в этой сфере. Здесь можно упомянуть проект федерального закона о внесении изменений в Закон РФ от 27 ноября 1992 г.

N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», определяющий нормы и процедуры создания саморегулирующих организаций в страховой отрасли, а также упорядочивающий деятельность страховых агентов. Об этом свидетельствует и подготовка проекта федерального закона «О страховании и страховой деятельности», определяющего в том числе и гражданско-правовой конструкт обособленного подразделения и процедуры его создания применительно к страховой отрасли.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Стремление разработчиков проекта использовать соответствующие нормы и положения, применяемые в банковской сфере, позволяет предположить, что со временем может быть выработан унифицированный подход, определяющий механизм создания и функционирования филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, специализирующихся на предоставлении финансовых, банковских и страховых услуг организациям и населению страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector