Органы контролирующие работу управляющих компаний

Какие документы регламентируют вопрос

Внеплановая проверка в сфере ЖКХ теперь может проводиться на новых основаниях. Это определил Федеральный закон №200 от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Нарушения жилищного законодательства управляющими компаниями для нашей страны являются скорее правилом, чем исключением. Однако попробуйте организовать проверку своей управляющей компании? До сих пор сделать это было не так уж просто.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разрешал проводить их плановые проверки не чаще одного раза в три года с предварительным предупреждением всех заинтересованных лиц.

Федеральный закон РФ №200 внес изменения в статью 20 Жилищного кодекса РФ, которыми уточнил основания, при которых может проводиться внеплановая проверка, связанная сосуществлением жилищного надзора органами Государственного надзора, а также муниципального и общественного жилищного контроля.

Наряду с указанными в части 2 статьи 10 ФЗ-294 от 26 декабря 2008 года, основаниями для проведения внеплановой проверки организаций ЖКХ могут являться заявления и обращения граждан и организаций, а также информация от местных органов самоуправления и органов государственной власти, в которых указываются факты о следующих нарушениях в сфере ЖКХ:

  1. Если нарушен установленный порядок создания ТСЖ, ЖСК и т.п., его устав не соответствует требованиям, принят с нарушениями, либо в него внесены изменения с нарушениями установленного порядка.
  2. Если нарушены требования по принятию собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе УК или индивидуального предпринимателя для обеспечения управления МКД.
  3. Если нарушены требования по принятию собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении с управляющей компанией договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядку заключения и условиям таких договоров (приказ Минстроя №411).
  4. Если нарушены требования по принятию собственниками помещений в МКД при непосредственном способе управлении решений о заключении договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку заключения и условиям таких договоров.
  5. Если нарушены требования к установленному порядку содержания общего имущества в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме.
  6. Если управляющей организацией нарушаются обязательства по управлению многоквартирным домом, по правильному содержанию и ремонту общего имущества в доме (определяются постановлением Госстроя №170, постановления Правительства №№491, 290 и др.), предоставлению коммунальных услуг в доме (постановление №354), осуществлению другой деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
  7. Если управляющей организацией допускаются нарушения по повышению платы за коммунальные услуги свыше предельных (максимальных) индексов.

Органы контролирующие работу управляющих компаний

При этом при проведении внеплановой проверки по указанным основаниям не нужно проводить согласование с органами прокуратуры и предупреждать предварительно проверяемую управляющую компанию о проведении проверки.

Кроме того, ФЗ-200 вносит другие изменения в положения Жилищного кодекса, направленные на реализацию указанных выше положений.

Это уточнения прав жилищных инспекторов, право на обращение органов жилищного надзора и контроля с заявлениями в суд с указанием конкретных поводов для таких обращений, обязанность всех органов власти содействовать образованию и деятельности в городах и селах общественных организаций, других некоммерческих организаций, занимающихся осуществлением общественного контроля в жкх.

 Также ФЗ-200 вносит изменения в законы о защите незащищенных слоев населения (инвалидов, чернобыльцев и др.) положения о защите их прав в связи с установлением регионами РФ минимальных размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Таким образом, у граждан появляется возможность повлиять на то, чтобы в их управляющей компании была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований жилищного законодательства.

Регламентирование деятельности управляющих компаний осуществляется в нашей стране на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Их функции тесно связаны между собой. И тот вопрос, который не под силу решить местным властям, обязательно будет решен на более высоком уровне.

Предлагаем ознакомиться  Как взять кредит и не попасть в ловушку

Осуществление контроля собственными силами в 2020 году

Каждый собственник квартиры в многоквартирном доме, обслуживающийся УК, имеет право самостоятельно контролировать работу этой организации.

Главное условие – у собственника должен быть на руках оформленный договор на обслуживание. Согласно этому документу гражданин может проверять, исполняет ли УК возложенные на нее обязательства или нет.

Многие люди думают, что они не имеют никакого влияния на УК. Однако это не так, поскольку собственники являются потребителями коммунальных и других услуг. Поэтому они вправе сами предъявлять устные, а лучше письменные претензии в адрес УК и даже обращаться в суд.

Федеральный уровень

Рассматривая вопрос, кому подчиняются управляющие организации, можно выделить три уровня контроля – федеральный, региональный и местный. У каждого из них свои задачи, касающиеся надзора над работой компаний ЖКХ. Жильцы многоквартирных домов должны знать, какие государственные органы относятся к каждому уровню.

В первую очередь рассмотрим федеральный. Он не является основным способом надзора, однако отвечает за формирование общих принципов и издание методических указаний.

К нему можно отнести следующие органы.

  1. Минстрой Российской Федерации. Министерство обязано определять порядок принятия нормативов жилищно-коммунальных услуг, порядок их предоставления и стандарты качества. Также оно занимается регулированием экономической части учета воды и теплоэнергии.
  2. ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Отвечает за принципы ценообразования по части водоснабжения и теплоснабжения. Определяет уровни тарифов, устанавливает правила мониторинга оплаты коммуналки.
  3. Минэнерго РФ. В его компетенции – определять нормативы теплоснабжения домов, а также действующие схемы.

Вышеописанные инстанции отвечают за принципы деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Непосредственно контролем над деятельностью занимаются органы на других уровнях. Рассмотрим, кому подчиняется УК.

На федеральном уровне деятельность управляющих компаний контролируется при помощи издания нормативных актов и общих методических рекомендаций.

Эти документы обязательны к исполнению во всех субъектах РФ. За несоблюдение их управляющие компании и руководители привлекаются к мерам ответственности. Она в свою очередь тоже устанавливается федеральными властями.

  • Министерство строительства РФ – определяет порядок предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы организаций, которые поставляют их.
  • Министерство энергетики РФ – отвечает за нормативы и требования поставки теплоэнергии.
  • Антимонопольная служба – регулирует вопросы ценообразования и тарификацию на предоставление коммунальных услуг.

Как проверить работу обслуживающей организации?

Контроль за работой управляющей организации может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровне. Кто осуществляет контроль за деятельностью управляющих компаний?

Федеральный контроль по своей сути хоть и не является прямым способом надзора, однако он формирует общие принципы управления, разрабатывает методические указания.

К федеральному контролю можно отнести:

  1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В полномочия этой структуры входит мониторинг и анализ состояния сферы ЖКХ. Эта организация определяет нормативы по жилищно-коммунальным услугам, регулирует экономическую часть учета тепла и воды.
  2. Федеральная антимонопольная служба – контролирует установленные тарифы, изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, осуществляет контроль по проведению конкурса по выбору УК.
  3. Министерство энергетики РФ – определяет нормативы по теплу для домов, контролирует вопросы энергоэффективности, технологических потерь, утверждает схемы теплоснабжения.
  4. Федеральная служба по тарифам – устанавливает тарифы на электричество, тепло, газ, воду, водоотведение, занимается контролем за применением соответствующих тарифов в отношении УК.

На региональном уровне контролирующими органами в сфере ЖКХ являются:

  1. Госжилинспекция. Сюда входит Государственный жилищный надзор (Госжилнадзор). Эта организация контролирует деятельность УК, связанную с надлежащим уходом и содержанием жилых зон, с созданием фондов капитального или текущего ремонта, порядком ухода за общедомовым имуществом, проведением ремонтных работ.
  2. Роспотребнадзор. Эта организация занимается надзором за исполнением санитарных норм и правил по безопасному и качественному оказанию жилищно-коммунальных услуг. Она контролирует качество потребляемой жильцами домов воды, измеряет уровень шума, вибрации, работу лифтов, компрессоров, вентиляции; контролирует проведение мероприятий по дезинфекции, дератизации и дезинсекции помещений; измеряет микроклимат в подъездах и квартирах (проверяет освещенность, влажность помещения, вентиляцию и др.), контролирует чистоту мусоропроводов и контейнеров для сбора мусора.
Предлагаем ознакомиться  Как писать анкету при приеме на работу

Органы контролирующие работу управляющих компаний

На местном уровне управляющая компания контролируется органом местного самоуправления. Он осуществляет контроль за предоставлением населению услуг по электро–, газо–, водо– и теплообеспечению; проверяет соблюдение УК требований по содержанию общего имущества.

Если вы задаетесь вопросом: «Как контролировать управляющую компанию?», то это означает, что обслуживающая организация уже навела на себя сомнения касательно своей работы. И обычно жильцы домов стремятся проверить чистоту деятельности УК путем коллективного обращения в организацию.

Для проверки чистоты работы компании необходимо:

  1. Запросить у УК документацию, где отражены перечни тарифов и их размер. Такую информацию обслуживающая организация обязана предоставить собственнику квартиры в многоквартирном доме по первому требованию.
  2. Произвести проверку расчетов и их обоснованность. Если у совладельцев возникли какие-либо вопросы, связанные с начислениями, то они имеют право потребовать от УК письменное разъяснение. Обычно проверку расчетов проводят экономисты. Но если в доме нет человека, который может сделать эту работу, тогда собственники могут обратиться за помощью в проверке соответствующих данных к сторонним специалистам, например, в аудиторскую фирму.
  3. Запросить у УК отчет о проделанной ею работе. Кроме таблицы о выполненных работах/услугах собственники квартир могут запросить сметы расходов и другую документацию.
  4. Если после проведенных проверок будет установлено, что управляющая организация незаконно повышала стоимость услуг, не выполняла возложенные на нее обязательства, брала плату за работы, которые по факту не выполнялись, то собственники многоквартирного дома могут написать коллективное исковое заявление в суд.

Региональный уровень

Контроль за деятельностью управляющих компаний входит в задачи региональных органов и муниципалитета. Непосредственно Госжилнадзор, который также известен как жилищная инспекция, должен наблюдать за выполнением положенных мероприятий и за их качеством. Опираясь на законодательство, установленный порядок и нормативы, вышестоящая инстанция обязана проводить проверку.

Госжилнадзор интересуют следующие параметры:

  • надлежащий уход и содержание жилых зон;
  • осуществление перепланировок жителями многоквартирных домов;
  • установленная сумма оплаты за содержание помещений, положенных для проживания;
  • подача коммунальных услуг, их оплата и способы перечисления средств;
  • создание фондов текущего и капитального ремонтов;
  • уход за общим имуществом многоэтажки и ремонтные работы.

Контролирующие инстанции (в частности, жилищная инспекция) должны не только проводить надзор, но и исправлять нарушения. При наличии у организации лицензии на управление домами Госжилнадзор должен убедиться, что деятельность компании соответствует условиям получения и сохранения разрешения.

Также за некоторыми аспектами следит Роспотребнадзор, который в соответствии с санитарными правилами и нормами должен наблюдать за качеством жилищно-коммунальных услуг. Понадобится проверять радиологический, химический и биологический состав поставляемой воды, следить за уровнем шума, который идет от вентиляции, лифта и иных приспособлений.

Если выясняется, что управляющими компаниями не соблюдаются нормы, не выполняются необходимые мероприятия, то их привлекают к ответственности. Они обязуются выполнять все, что от них по закону требуется. Сами граждане имеют право обратиться к тем, кто контролирует управляющие компании, с жалобой на недобросовестную работу УК. Тогда региональный орган осуществляет проверку и при обнаружении проблем предпринимает меры.

Выполнение нормативов и требований федерального законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные органы власти.

Все вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, решают жилищные инспекции. Они же осуществляют проверки, уполномочены привлекать нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

  • Соблюдение требований по содержанию МКД;
  • Процедуры перепланировок;
  • Контроль технического состояния помещений;
  • Проведение мониторинга за начислением коммунальных услуг;
  • Ход работы по капитальному ремонту.

Помимо этого, госжилинспекции проводят лицензионный контроль за управляющими организациями.

В полномочия этого органа входит и лицензирование в сфере предпринимательства по управлению многоквартирными домами.

При выявлениях нарушений требований законодательства в области ЖКХ, госжилинспекция является истцом в суде и в праве лишить УК лицензии на основании судебного решения.

Органы контролирующие работу управляющих компаний

Региональный комитет по тарифам или министерство энергетики отвечают за формирование тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электроэнергию на основании Федеральных актов.

Предлагаем ознакомиться  Судимость и работа с детьми

Роспотребнадзор в сфере ЖКХ и строительства следит за соблюдением требований, санитарных норм, минимумов и правил безопасности при оказании управляющими компаниями услуг по обслуживанию МКД.

Местные органы

Исполнителями контролирующим мероприятий на местах являются муниципальные органы власти.

Их деятельность регулируется Федеральными и законодательными актами.

В большинстве муниципальных образований при Администрациях существуют отделы ЖКХ.

  • Контроль за соблюдением норм содержания МКД;
  • Проверка выполнения норм при поставке коммунальных услуг и контроль за внесением платы;
  • Мониторинг состояния жилых зданий на закрепленной территории.

Представителями муниципальных органов могут проводиться проверки, как документальные, так и выездные.

При запросе необходимой информации, управляющая компания обязана предоставить все сведения в указанный срок.

Выездные проверки в основном осуществляются по получившим от собственников дома жалоб некачественное или неполное выполнение услуг по управлению общедомовым имуществом.

Органы местного уровня могут выполнять отдельные задачи, которые также имеются у региональной власти. Например, надзор может проводиться следующим образом. Проверяют помещения, предназначенные для проживания, на соответствие стандартам содержания и использования. Наблюдают за тем, как обращаются с общим имуществом в МКД.

На местном уровне может быть проверка поставляемых коммунальных услуг на предмет соответствия стандартам. Требуется следить за тем, чтобы платежи за коммуналку и ремонт вносились своевременно. У органов местного самоуправления есть право осуществлять лицензионный контроль над компаниями. Нередко вышеописанными задачами занимается Управление ЖКХ, которое находится при городской администрации.

Что касается проверок, то порядок их осуществления должен быть установлен муниципальными актами. В норме плановый надзор выполняется один раз в год. Однако возможны и внеплановые инспекции, которые назначаются в определенных ситуациях. К таким случаям можно отнести поступление жалобы от жителей дома, нарушение потребительских прав в коммунальных услугах, причинение вреда экологии или здоровью граждан.

Усиление контроля жильцами над УК

В ближайшее время Минстрой планирует ужесточить контроль жителей многоквартирных домов за работой УК. Так, Министерство строительства РФ планирует обязать управляющую организацию регулярно отчитываться перед собственниками помещений в порядке выполнения договора управления домом.

Такое ужесточение контроля со стороны собственников объясняется тем, что именно сами жильцы в полной мере могут оценить работу УК. И если их права будут расширены, то тогда и снизится количество претензий жильцов, поскольку у них появятся рычаги влияния на обслуживающую компанию.

Также в отчетах должна будет отражаться информация о расчетах с подрядными организациями, о сумме и характере ущерба по общедомовому имуществу и др. Также у жильцов появится возможность вернуть деньги, которые были сэкономлены за жилищные услуги.

Контроль за работой управляющих компаний в России по состоянию на 2020 год происходит на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Надзор за деятельностью управляющей организации осуществляет Минстрой, Федеральная антимонопольная служба, Госжилнадзор, Роспотребнадзор, органы местного самоуправления.

На местном уровне вопросом эффективной работы управляющей компании обычно занимается управление жилищно-коммунального хозяйства, расположенное в городской администрации.

Сегодня и собственники жилья, которые находятся на обслуживании у УК имеют право контролировать ее работу, вносить свои корректировки, замечания, запрашивать отчеты о проделанной работе и т. д.

Контроль со стороны жильцов

Жильцы дома могут самостоятельно контролировать деятельность выбранной управляющей компании.

Виды услуг и работ, условия и объемы предоставления из регулируются заключенным между жильцами и УК договором.

Поэтому при оформлении договора очень важно детально прописать все пункты, чтобы в дальнейшем между сторонами не возникало конфликтных ситуаций.При нарушении условий договора, жильцы могут обратиться в вышеуказанные инстанции.

Как мы знаем, управляющие компании в нашей стране принадлежат частным лицам. Они в процессе выполнения своих обязанностей не просто пренебрегают доверием и юридической безграмотностью граждан, но и грубо нарушают закон. Поэтому государственный контроль в сфере управления МКД – единственный повлиять на недобросовестные УК.

Органы контролирующие работу управляющих компаний

Во времена СССР обслуживанием домов занимались бюджетные учреждения, да и общедомовое имущество принадлежало государству. Тогда работники государственных контор, например ЖЭКа, держались за свои рабочие места и трудились на совесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector