Образец договора транспортной экспедиции в пользу заказчика

Транспортная экспедиция: нормативное регулирование, общие положения

Договор транспортной экспедиции — разновидность сделки по возмездному оказанию услуг. В отдельную главу эта сделка была выделена с введением существующего Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Среди основных нормативных актов, которыми регулируются возникающие в этой сфере правоотношения, выделяются следующие:

  1. Собственно сам ГК РФ.
  2. Специальный нормативный акт — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Иные НПА, регулирующие отношения в сфере транспорта (правила, кодексы, уставы). Подробнее о них можно узнать из статьи Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ.
  4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. 

Правовая природа договора:

  • публичный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • реальный или консенсуальный. 

Экспедитором, то есть стороной, предоставляющей услуги, должны быть субъекты предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке, — ИП или коммерческая компания (см. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.03.2012 по делу № А19-640/2012). При этом экспедитор может быть одновременно и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК).

При осуществлении экспедитором своих обязанностей по договору у него также должна быть лицензия, если требуемые к исполнению действия подлежат лицензированию в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. К примеру, лицензия потребуется, если экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице, а перевозка будет осуществляться воздушным или морским транспортом.

Предмет договора

Услуги, которые предоставляет заказчику экспедитор, являются предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующий признак таких услуг — тесная взаимосвязь с перевозкой.

Возлагаемые на экспедитора услуги подразделяются на основные и дополнительные, которые, в свою очередь, могут быть выражены в форме фактических действий или действий юридического характера. Если основные формируют заключаемый договор, обусловливают его предмет, то дополнительные могут как быть включенными в соглашение, так и отсутствовать в его условиях.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить пенсию льготную

Основные

Дополнительные

Непосредственная организация перевозки конкретным или смешанным видом транспорта

Проверка количества отправляемого товара, его внешнего состояния (упаковки, маркировки и т. п.)

Подготовка заявок для подачи транспорта на погрузку

Погрузка и последующая выгрузка

Заключение договора перевозки, фрахтования

Получение необходимых документов для осуществления импорта, экспорта

Осуществление действий по отправке и последующему получению груза

Выполнение таможенных процедур, уплата пошлин, сборов и прочих возможных расходов

Оплата провозных платежей и др.

Совершение с грузом иных действий, в том числе хранение

Представленные в таблице услуги не являются исчерпывающими. В рамках договора транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть также участие экспедитора в переговорах с контрагентами, информационные услуги, страховые услуги, услуги по розыску груза и прочее (см. постановление 14-го ААС от 17.07.2017 по делу № А44-9467/2016).

Существенные условия договора

Законодатель не раскрывает, какие условия являются существенными для договора транспортной экспедиции. Единственное, как следует из определения этого договора, данного в ГК РФ, он должен содержать информацию об услуге, которая должна быть оказана.

Учитывая судебную практику рассмотрения споров по делам, возникающим из данного вида правоотношений, можно также выделить следующие условия, которые необходимо согласовывать экспедитору и его клиенту:

  1. Стоимость оказываемых услуг (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2009 по делу № А45-14031/2009). Стоит отметить, что мнения судов по этому условию расходятся. Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу № А56-57520/2014 указано, что при отсутствии этого условия договор не может быть признан незаключенным.
  2. Условие о предмете (постановление 17-го ААС от 01.03.2011 по делу № А50-17971/2010).
  3. Порядок оплаты по договору (решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2015 по делу № А14-1879/2015).
  4. Сведения о грузе и условиях его транспортировки, в том числе информация о маршруте, получателе и отправителе (постановление 5-го ААС от 04.05.2017 по делу № А51-12257/2016).
  5. Идентифицирующие признаки груза, размер провозной платы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2017 по делу № А40-225934/2016).
  6. Объем груза (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2009 по делу № А56-57621/2008). 

Экспедиторские документы

Ст. 802 ГК РФ требует, чтобы рассматриваемый договор между клиентом и экспедитором был заключен в письменной форме. Однако несоблюдение этого требования законодательства не повлечет за собой одновременное признание такого договора недействительным. У заинтересованной стороны останется возможность доказывать факт его заключения и его условия прочими письменными и иными доказательствами, кроме свидетельских.

Ч. 2 указанной выше статьи ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика-клиента выдать экспедитору доверенность, на основании которой тот будет осуществлять действия от имени клиента. Доверенность выдается, только если имеется такая необходимость.

В тех случаях, когда экспедитор действует с третьими лицами, в том числе с перевозчиками, от своего имени, применяются положения ГК РФ, установленные в гл. 51–52. То есть даже если экспедитор заключит договор от своего имени, в обязательстве с перевозчиком он будет являться стороной, однако по отношению к заказчику по соглашению транспортной экспедиции он останется экспедитором и будет продолжать нести соответствующие обязательства перед клиентом.

Предлагаем ознакомиться:  Доверенность на представление интересов несовершеннолетнего образец

Образец договора транспортной экспедиции в пользу заказчика

Множество споров в судах между клиентами и экспедиторами возникает по причине неправильного оформления необходимой документации, которая является неотъемлемой частью договора и подтверждает его заключение, согласование условий.

Экспедиторскими документами согласно п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), являются:

  • поручение экспедитору, содержащее полный объем и условия оказываемых клиенту услуг;
  • экспедиторская расписка — доказательство получения экспедитором груза от непосредственно клиента или иного грузоотправителя (как ее заполнить, см. в статье Образец заполнения экспедиторской расписки);
  • складская расписка — доказательство принятия экспедитором товара на складское хранение. 

Первый документ заполняется самим клиентом, остальные — экспедитором. Форма, содержание и иные нюансы составления перечисленных документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23.

На практике экспедиторские компании используют другие документы. Такую возможность им предоставляет п. 6 Правил, который гласит, что в зависимости от характера предоставляемых услуг стороны могут применять не предусмотренные этими правилами документы. Пользуясь данной возможностью, экспедиторы оформляют:

  • транспортные накладные;
  • курьерские расписки и иные. 

Учитывая это, нужно указывать в данных документах всю необходимую информацию, которая в дальнейшем может подтвердить претензии (реквизиты получателя, вес груза, количество мест, сведения, идентифицирующие груз, другие данные). 

Как и в правоотношениях по иным договорам, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей экспедитор по требованию клиента должен будет:

  • возместить причиненные убытки;
  • уплатить договорную неустойку;
  • если неустойка не предусмотрена договором, уплатить законную неустойку. 

Предпринимательский статус экспедитора определяет для него особые нюансы ответственности. В частности, в случае неисполнения условий договора или их ненадлежащего исполнения он не сможет в свое оправдание для снятия ответственности аргументировать это тем, что:

  • не смог исполнить обязательство, так как у него не имелось необходимых для этого денег;
  • на рынке отсутствовали нужные для выполнения обязательства товары;
  • обязательство оказалось невыполненным из-за нарушений со стороны его контрагента — третьего лица (см. решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2016 по делу № А53-8328/2016). 

Экспедитор сможет уйти от ответственности, только если представит доказательства того, что невыполнение (ненадлежащее выполнение) было связано с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Также ответственность экспедитора ограничивается, когда в неисполнении договора виновен перевозчик. Однако если он не проявит осмотрительности в выборе перевозчика или примет на себя ручательство за выполнение перевозки взыскание можно производить с экспедитора (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Оцените статью
Юрист онлайн
Добавить комментарий

Adblock detector