Типовые межотраслевые нормы труда специалистов юридических служб

Об утверждении нормативов численности работников юридической службы

Различаются между собой нормы и нормативы, применяемые для исчисления затрат труда. Нормативы труда представляют собой показатель трудозатрат, который разрабатывается централизованно и имеет научное обоснование. Нормативы служат основой для разработки норм труда, которую каждое предприятие производит для себя самостоятельно. Отсюда вытекает определение нормы труда — она представляет собой трудовой норматив, который корректируется с учетом местных условий труда.

Различают следующие нормативы и нормы труда:

  • норма выработки – количество работы, выполненное за определённое время (день, час, месяц и т.д.);
  • норма обслуживания – количество объектов, которые необходимо обслужить работникам за установленную единицу времени;
  • норма времени – затраты времени на выполнение определенной работы работником;
  • норма времени обслуживания  — затраты времени на обслуживание одного объекта (покупателя или оборудования);
  • норма численности работников – количество работников, которое потребуется для выполнения определенного объема работ за установленное количество времени.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Нормирование труда существовало издавна, однако долгое время нормы труда были эмпирическими, поскольку их установление проводилась опытным путем, и только начиная с конца 19 века, подход к нормированию труда был положен на научную основу. Нормативы труда стали разрабатываться аналитическим методом, а также методом хронометражных наблюдений.

Трудовые операции раскладывали на самодельные действия и движения, на выполнение которых определить затраты времени. Таким способом были выбраны наиболее рациональные методы выполнения работы в течение времени. Теоретические знания о нормировании труда сформировались в обширную область знаний.

На основании приведенных выше классификацией нормативов и норм можно выделить между ними некоторые различия:

  • Норме присуще определенное значение, определяющее ее величину при конкретных условиях производства. В то время как норматив применяется для большого количества факторов.
  • Нормативы используются многократно и служат основой для установления разного вида норм. Норма может быть установлена только для определенной работы.
  • Срок действия нормативов длительный, в отличие от них нормы пересматриваются с учетом изменения условий, при которых они устанавливались.

Типовые межотраслевые нормы труда специалистов юридических служб

Значение норм труда в современной экономике очень высоко, поскольку они являются основным инструментом планирования учета затрат труда. Нормы труда разрабатываются не только для рабочих, но служащих.

При разработке нормы труда учитывается:

  • темп труда в сравнении с нормальным, который принят за идеал;
  • время, предоставленное работнику на отдых и личные нужды;
  • технологические перерывы во время работы.

Гарантии применения нормирования труда работникам дает статья 159 Трудового кодекса. Определение системы нормирования труда производит работодатель, учитывая при этом мнение  представительного органа работников. В определение трудового законодательства заработная плата, которая является вознаграждением работника за труд, напрямую зависит от количества выполняемой работы, для определения которой служат нормы труда. Трудовые нормы закрепляются коллективным договором и в случае изменения условий организации труда подлежат пересмотру.

Правовое регулирование нормирования труда производится Минтрудом России посредством  разработки и утверждения методрекомендаций. На основании Постановления правительства № 804 от 11.11.2002 года, определившего типовые правила, разрабатываются и утверждаются типовые нормы труда.

 Примером могут служить:

  • Приказ № 504 от 30.09.2013 года о нормировании труда в госучреждениях.
  • Приказ № 235 от 31.05.2013 года о типовых отраслевых нормах труда.

Таким образом, гарантии государства при нормировании труда заключаются в:

  • обеспечении разработки обоснованных типовых норм и нормативов, которая проводится госорганами;
  • применении типовых норм и нормативов на предприятии на котором работает работник;
  • контроль за своевременным пересмотром норм труда работодателем.

Для несовершеннолетних работников нормы выработки устанавливает статья 182 ТК РФ.

Важно. При введении новых норм труда работодатель обязан известить об этом своих работников не позже чем за 1 месяц.

Как показывает всемирный опыт, практика применения нормирования труда постоянно расширяется как в сфере материального производства, так и в непроизводственной. Исходя из практики, можно сказать, что пренебрегают нормированием труда только мелкие предприятия, на которых численность работников не выше 50 человек.

от 10 июля 1990 года N 273

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

от 10 июля 1990 года N К-14-440

СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГОСОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

от 10 июля 1990 года N 11-41

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Предлагаем ознакомиться  Нарушение существенных условий труда

Об утверждении нормативов численности работниковюридической службы

1. Утвердить Нормативы численности работников юридической службы, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР при участии министерств и ведомств.

Установить срок их действия с 1 января 1991 года до 1997 года.

2. Нормативы численности работников юридической службы рекомендуются для расчета численности работников юридической службы на предприятиях и в объединениях отраслей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности.

Нормативы могут быть использованы также для определения численности юридических работников в межотраслевых государственных объединениях, концернах, ассоциациях и других хозяйственных структурах.

3. Центральному бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам обеспечить контроль за изданием сборника «Нормативы численности работников юридической службы» в соответствии с тематическим планом издания.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

4. Считать утратившими силу с 1 января 1991 года Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 11 декабря 1981 года N 343/24/7/21-167 «Об утверждении Нормативов численности работников юридической службы» и Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 15 сентября 1987 года N 556/26-7 «Об установлении сроков действия Нормативов численности работников юридической службы».

Заместитель ПредседателяГоскомтруда СССРН.Чешенко

Заместитель Министраюстиции СССРН.Осетров

Секретарь ВЦСПСВ.Макеев

УТВЕРЖДЕНЫПостановлением Госкомтруда СССР,Минюста СССР и Секретариата ВЦСПСот 10 июля 1990 года N 273/К-14-440/11-41

1. Общая часть

1.1. Нормативы численности рекомендуются для расчета численности работников юридической службы на предприятиях и в объединениях отраслей промышленности.

а) фотографии рабочего времени;

б) технические расчеты;

в) данные оперативного учета и отчетности;

г) результаты анализа трудовых процессов в целях рационализации приемов и методов труда и организации рабочих мест.

1.3. При разработке сборника использованы следующие материалы: Нормирование труда служащих. Методические рекомендации (М., НИИ труда, 1979 г.);

Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве (М., Экономика, 1987 г.);

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, выпуск 1 (М., Экономика, 1987 г.);

Определение численности служащих производственных объединений (комбинатов) и предприятий (М., НИИ труда, 1980 г.);

Нормативные акты, регламентирующие деятельность юридической службы в народном хозяйстве.

1.4. Нормативы численности установлены по видам работ, исходя из годового объема их выполнения.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

1.5. Нормативы разработаны на явочную численность. Списочная численность работников юридической службы рассчитывается на месте.

Числовые значения факторов, указанных в таблицах нормативов численности, определяются как среднегодовые величины за год.

1.6. При расчете нормативов численности учтены затраты времени на подготовительно-заключительные работы, отдых (включая физкультпаузы) и личные потребности.

1.7. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до», следует понимать включительно.

1.8. Если работники юридической службы по роду деятельности или специфике условий производства не выполняют отдельные виды работ, указанные в сборнике, то при расчете общей численности предусмотренная на выполнение этих видов работ численность не учитывается.

1.9. Основными видами работ, на которые разработаны нормативы численности, являются: планирование работы; систематизированный учет и хранение нормативных актов; обеспечение социалистической законности, контроль за своевременным принятием мер по протестам и представлениям прокуратуры, частным определениям суда и материалам органов Госарбитража;

контроль за работой по подготовке и заключению хозяйственных договоров; рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам; контроль за выполнением договорных обязательств; обеспечение правовыми средствами качества продукции; организация и ведение претензионной работы; организация и ведение исковой работы;

обеспечение сохранности социалистической собственности; обеспечение правильного применения на предприятиях трудового, жилищного, пенсионного и иного законодательства; пропаганда советского законодательства, организация на предприятии юридического всеобуча; методическое руководство правовой работой в структурных единицах, входящих в состав объединений и подчиненных объединению предприятиях;

1.10. При определении численности работников юридической службы следует учитывать работы, не предусмотренные сборником, величина которых составляет 10% от трудоемкости работ, предусмотренных сборником.

Межотраслевые нормативы численности работников юридической службы на предприятиях отраслей промышленности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1. Общая часть

                           Ч    = Ч  x К,общ    н

                      Ч  = Ч   Ч   … Ч ,н    1    2          п

где Ч , Ч , …, Ч — нормативы численности, предусмотренные

          1    2         псборником на выполнение конкретного вида работы;

Предлагаем ознакомиться  Как правильно оформлять авансовый отчет? Образец и правила

К — коэффициент, учитывающий затраты труда на выполнение работ, не предусмотренных в нормативной части сборника (К = 1,1).

Пример определения численности юридической службы объединения (предприятия) приведен в Приложении.

1.11. Канцелярские, машинописные и библиотечные работы нормируются по соответствующим сборникам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

2.1. Деятельность работников юридической службы регламентируется: положением о юридическом отделе (бюро), должностными инструкциями, составленными в соответствии с Общим положением о юридической службе в народном хозяйстве и другими актами действующего законодательства, методическими рекомендациями органов юстиции, отраслевыми (ведомственными) положениями, указаниями и рекомендациями.

Внедрение в работу юридической службы научной организации труда, участие в планировании и контроле за исполнением всех мероприятий, направленных на соблюдение и укрепление государственной договорной и трудовой дисциплины, обеспечение социалистической законности должны способствовать повышению экономических показателей деятельности объединений и предприятий.

2.2. Площадь помещения юридической службы определяется на основании СНиП 2.09.04-87 *) с учетом особенностей труда и требований рационального размещения необходимого оборудования. При этом работникам юридической службы в силу специфики правовой работы предоставляется отдельное помещение (с учетом приема посетителей).

—————-

*) СНиП 2.09.04-87. «Административные и бытовые здания», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 года N 313.

2.3. Рабочее место

На рабочем столе размещается картотека и журналы, связанные с оперативной работой исполнителя, перекидной календарь и средства оргтехники. Рядом с рабочим местом должен быть расположен сейф, шкаф или стеллажи для хранения нормативных актов и юридической литературы.

Целесообразно применять стулья и кресла с регулируемой высотой сидения.

Телефонный аппарат устанавливается в зоне рабочего места исполнителя. Если телефонным аппаратом пользуются несколько исполнителей, то он устанавливается в специально отведенном месте.

На рисунках 1 и 2 представлены рекомендуемые схемы организации рабочих мест работников юридической службы.

2.4. Условия труда

В служебных помещениях могут применяться лампы накаливания и люминесцентные лампы. Наибольшее распространение получили люминесцентные лампы дневного света (ДС), белого света (БС), холодно-белого света (ХБС) и тепло-белого света (ТБС).

Уровень освещенности рабочих мест, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.

2.5. Работники юридической службы должны своевременно обеспечиваться необходимыми материалами (бумагой, бланками, канцелярскими принадлежностями).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Представление информационно-правовых материалов, а также своевременное ознакомление работников юридической службы с приказами по министерству (ведомству), объединению (предприятию) обеспечивается администрацией.

2.6. Режим труда и отдыха работников юридической службы следует строить таким образом, чтобы наиболее напряженные умственные работы выполнялись в первой половине дня, когда у работающего отмечается более высокая производительность труда.

За 1 — 1,5 часа до обеда и окончания работы проводятся физкультурные паузы продолжительностью 5 — 10 минут.

1 — стол однотумбовый с приставкой;

2 — лотки для корреспонденции;

3 — папка с зажимом;

4 — аппарат телефонный;

5 — перекидной календарь;

6 — картотека;

7 — стул для посетителей;

8 — стул с подъемно-поворотным механизмом.

1 — стол рабочий двухтумбовый;

2 — стул с подъемно-поворотным механизмом;

3 — картотека;

4 — перекидной календарь;

5 — аппарат телефонный;

6 — шкаф;7 — стул для посетителей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

—————-

*) Рисунки не приводятся.

3.1. Планирование работы

Содержание работы. Составление плана работы с указанием сроков их выполнения и лиц, ответственных за выполнение. Согласование плана с руководством объединения (предприятия) и соответствующими структурными подразделениями. Составление справок о работе и представление их руководству объединения (предприятия). Осуществление контроля за своевременным и качественным выполнением плановых мероприятий.

Исполнители — начальник отдела (бюро), юрисконсульт I, II категории, юрисконсульт.

Таблица 1

—————————————————————- ¦Количество¦    Количество пунктов (позиций) в плане,     ¦Номе𠦦разделов в¦                   единиц                     ¦норма-¦¦  плане,   ———————————————-¦ тива ¦¦  единиц  ¦до 10¦11 — 15¦16 — 25¦26 — 40¦41 — 65¦66 — 150¦      ¦¦           ———————————————-¦      ¦¦          ¦         Нормативы численности, чел.

¦      ¦ ———- ———————————————- ——¦¦До 4      ¦0,032¦ 0,038 ¦ 0,043 ¦ 0,050 ¦ 0,057 ¦ 0,066  ¦   1  ¦¦5 — 16    ¦0,038¦ 0,043 ¦ 0,050 ¦ 0,057 ¦ 0,066 ¦ 0,076  ¦   2  ¦¦17 — 65   ¦0,043¦ 0,050 ¦ 0,057 ¦ 0,066 ¦ 0,076 ¦ 0,087  ¦   3  ¦ —————————————————————- а      б       в       г       д       е

3.2. Систематизированный учет и хранение актов

Содержание работы. Изучение нормативных актов. Учет нормативных актов, судебной и арбитражной практики на основе классификатора. Изучение и анализ изменений, вносимых в нормативные акты. Составление систематизированной картотеки. Подборка карточек в картотеке. Ведение контрольных экземпляров нормативных актов. Внесение изменений в нормативные акты. Отметка об изменении в карточках картотеки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Предлагаем ознакомиться  Охрана труда при жаркой погоде

Таблица 2

—————————————————————- ¦ Количество ¦     Количество изменений, внесенных в     ¦ Номе𠦦 карточек в ¦      нормативные акты за год, единиц      ¦ норма-¦¦ картотеке, ——————————————-¦ тива  ¦¦    штук    ¦ до 25  ¦ 26 — 100 ¦ 101 — 400 ¦ 401 — 1500¦       ¦¦             ——————————————-¦       ¦¦            ¦         Нормативы численности, чел.

¦       ¦ ———— ——————————————- ——-¦¦До 55       ¦ 0,029  ¦  0,034   ¦     —     ¦     —     ¦   1   ¦¦  56 — 90   ¦ 0,034  ¦  0,039   ¦   0,045   ¦     —     ¦   2   ¦¦  91 — 140  ¦ 0,039  ¦  0,045   ¦   0,050   ¦     —     ¦   3   ¦¦ 141 — 210  ¦ 0,045  ¦  0,050   ¦   0,060   ¦   0,068   ¦   4   ¦¦ 211 — 320  ¦ 0,050  ¦  0,060   ¦   0,068   ¦   0,078   ¦   5   ¦¦ 321 — 500  ¦ 0,060  ¦  0,068   ¦   0,078   ¦   0,090   ¦   6   ¦¦ 501 — 800  ¦ 0,068  ¦  0,078   ¦   0,090   ¦   0,10    ¦   7   ¦¦ 801 — 1200 ¦ 0,078  ¦  0,090   ¦   0,10    ¦   0,12    ¦   8   ¦¦1201 — 1900 ¦ 0,090  ¦  0,10    ¦   0,12    ¦   0,14    ¦   9   ¦¦1901 — 3000 ¦ 0,10   ¦  0,12    ¦   0,14    ¦   0,16    ¦  10   ¦¦3001 — 4500 ¦ 0,12   ¦  0,14    ¦   0,16    ¦   0,18    ¦  11   ¦¦4501 — 7000 ¦ 0,14   ¦  0,16    ¦   0,18    ¦   0,20    ¦  12   ¦¦7001 — 10000¦ 0,16   ¦  0,18    ¦   0,20    ¦   0,24    ¦  13   ¦ —————————————————————- а         б           в           г

3.3. Обеспечение социалистической законности, контроль за своевременным принятием мер по протестам и представлениям прокуратуры, частным определениям суда и сообщениям органов Госарбитража

Содержание работы. Проверка соответствия требованиям действующего законодательства представляемых на подпись руководителю объединения (предприятия) проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера и визирование их. Осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений объединения (предприятия) и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства.

Подготовка совместно со структурными подразделениями предложений об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных в объединении (на предприятии). Разработка совместно со структурными подразделениями мероприятий по обеспечению соблюдения социалистической законности и организации их исполнения.

Представление интересов объединения (предприятия) в суде, арбитраже и других учреждениях. Ознакомление должностных лиц объединения (предприятия) с нормативными актами, относящимися к их деятельности. Консультирование по правовым вопросам руководителей объединения (предприятия) и структурных подразделений.

Участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых объединением (предприятием). Составление заключений, справок по поступающим на отзыв в объединение (предприятие) документам правового характера. Оказание правовой помощи Совету трудового коллектива, профсоюзному комитету, товарищескому суду, другим общественным организациям объединения (предприятия) в осуществлении ими своих полномочий.

Таблица 3

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

—————————————————————- ¦Количество документов правового ¦      Нормативы      ¦  Номер  ¦¦  или нормативного характера,   ¦  численности, чел.  ¦  нормы  ¦¦    подготовленных за год по    ¦                     ¦         ¦¦  обеспечению социалистической  ¦                     ¦         ¦¦     законности, документ       ¦                     ¦         ¦ ——————————— ——————— ———¦¦До 25                           ¦        0,11         ¦    1    ¦¦26 — 45                         ¦        0,12         ¦    2    ¦¦46 — 75                         ¦        0,14         ¦    3    ¦¦76 — 120                        ¦        0,16         ¦    4    ¦¦121 — 200                       ¦        0,19         ¦    5    ¦¦201 — 350                       ¦        0,22         ¦    6    ¦¦351 — 550                       ¦        0,25         ¦    7    ¦¦551 — 900                       ¦        0,29         ¦    8    ¦¦901 — 1500                      ¦        0,33         ¦    9    ¦¦1501 — 2500                     ¦        0,38         ¦   10    ¦¦2501 — 4000                     ¦        0,44         ¦   11    ¦¦4001 — 6500                     ¦        0,51         ¦   12    ¦¦6501 — 11000                    ¦        0,58         ¦   13    ¦ —————————————————————-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector