ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог»

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РАЗМЕТКИ

1.1. Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановке дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги, выполненные в соответствии с действующим стандартом «Разметка дорожная». Разметка может применяться самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами.

1.2. Регламентируемые разметкой условия движения являются обязательными для водителей и пешеходов. Если назначения дорожных знаков и линии разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.

1.3. Разметка делится на две группы: горизонтальную и вертикальную. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр. Первое число — номер группы, к которой принадлежит разметка (1 — горизонтальная, 2 — вертикальная); второе — порядковый номер разметки в группе; третье — разновидность разметки.

Числа в номере разделены точками.В горизонтальную разметку входит продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, обозначающие названия населенных пунктов, маршрутов следования, светоотражающие элементы и т.п.), наносимые на поверхность проезжей части дорог. В вертикальную разметку входят линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и бордюры, а также светоотражающие элементы.

1.4. Горизонтальная разметка используется для нанесения обозначений на проезжей части и имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17, которые должны быть желтого цвета.Вертикальная разметка используется для обозначения бордюров, элементов дорожных сооружений и обстановки дорог и представляет собой сочетание черного и белого цветов.Номера, форма, размеры и назначение каждого вида разметки приведены в приложении 1.

Краевая линия (1.2)

Краевая линия, в отличие о осевой, обозначает обочину дороги. Правила запрещают пересекать краевую линию разметки, поскольку за ней начинается обочина, по которой ходят пешеходы. Но эти же самые правила не запрещают ее пересекать для остановки или стоянки в местах, где это не запрещено.

III. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ

2.1. Горизонтальная разметка наносится на проезжую часть дорог, имеющих усовершенствованное покрытие.

а) прерывистой линией 1.5 на двух- и трехполосных дорогах. Штрих длиной 1 м применяется только в населенных пунктах;

б) сплошной линией 1.1 на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, перед железнодорожными переездами, в местах сужения проезжей части, на участках, где фактическая видимость меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (табл.1), а при необходимости перед перекрестками и в других опасных местах.

Отдельные участки сплошной линии не должны быть менее 20 м. При изменении ширины проезжей части (перед препятствием, при уменьшении количества полос движения в данном направлении и т.д.) должна наноситься переходная линия 1.1, наклон которой не должен быть более 1/20 при 60 км/ч и более 1/50 при {amp}gt; 60 км/ч.

Таблица 1

Скорость движения, км/ч

Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости, м

30

80

40

100

50

120

60

150

80

200

100

280

120

350

Примечание. Под расстоянием видимости подразумевается расстояние, на котором предмет, установленный на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части, виден наблюдателю, глаз которого также находится на высоте 1,2 м.Наклонной переходной линии должна предшествовать сплошная линия, параллельная оси проезжей части, длина которой равняется 20 м при 60 км/ч или 40 м при {amp}gt; 60 км/ч.

в) двойной сплошной линией 1.3 на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в обоих направлениях;

г) двойной линией 1.11, состоящей из параллельных сплошной и прерывистой линий, на участках дорог, где необходимо запретить для транспортных средств, движущихся в одном из направлений, выезд на проезжую часть, предназначенную для движения в противоположном направлении.

а) прерывистой линией 1.5;

Горизонтальная разметка

б) прерывистой линией 1.7 в пределах перекрестка при криволинейной траектории движения;

в) при необходимости сплошной линией 1.1 перед перекрестками, железнодорожными переездами, при изменении ширины проезжей части, перед препятствиями, а также в других опасных местах; отдельные участки сплошной линии не должны быть менее 20 м. В местах изменения ширины полосы движения наклон переходных сплошных линий должен соответствовать требованиям пункта 2.2.1б;

г) двойной линией 1.11, состоящей из параллельных сплошной и прерывистой линий, на участках, где в соседних полосах движения разрешено перестроение только из одной полосы;

д) двойными прерывистыми линиями 1.9 в тех случаях, когда направление движения по полосе может изменяться на противоположное (реверсивная полоса).

2.2.3. Полоса ускорения или замедления (переходно-скоростная полоса) должна отделяться от основной полосы проезжей части прерывистой линией 1.8 (на пересечениях и примыканиях ширина линии — 0,4 м, а в других случаях — 0,2 м).

2.2.4. Сплошной линии продольной разметки, разделяющей встречные или попутные транспортные потоки, должна предшествовать прерывистая линия приближения 1.6 общей длиной 50 м и более при 60 км/ч, 100 м и более при {amp}gt; 60 км/ч.

2.2.5. Край проезжей части как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы, должен обозначаться сплошной линией 1.1 на участках дорог, где интенсивность движения составляет 1000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения. На дорогах, где установлены дорожные знаки 4.

3 «Скоростная дорога»*, край проезжей части должен обозначаться сплошной линией 1.2 независимо от интенсивности движения. Расстояние от края проезжей части до линии 1.1 или 1.2 должно быть не более 0,2 м. При наличии бордюра краевую линию можно не наносить.____________________* Здесь и далее номера дорожных знаков указаны по ГОСТ 10807-71 «Знаки дорожные».

2.3.1. Стоп-линию 1.12 следует наносить для обозначения места обязательной остановки при наличии перед перекрестком дорожного знака 2.15 «Проезд без остановки запрещен» и в местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком.Стоп-линию необходимо наносить возможно ближе к пересекаемой проезжей части с учетом наилучшей видимости движущихся по ней транспортных средств и условий пешеходного движения.

2.3.2. Поперечную линию 1.13, образованную рядом треугольников, необходимо наносить при наличии дорожного знака 1.6 «Пересечение с главной дорогой», как правило, в тех случаях, когда знак в зависимости от местных условий не может быть установлен непосредственно перед перекрестком и когда необходимо точно указать место, где водитель должен уступить дорогу.Разметка 1.

2.3.3. Разметка 1.14 «зебра» (широкие линии, параллельные оси проезжей части) в сочетании со знаком 4.14 «Пешеходный переход» или самостоятельно должна применяться для обозначения пешеходного перехода при интенсивности движения 2000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения. Разметка пешеходного перехода может быть дополнена стрелами (рис.1), при этом ширина перехода не должна быть менее 4 м.

3.1. С помощью разметки 2.1 должны обозначаться вертикальные поверхности опор мостов, путепроводов, торцевые поверхности порталов тоннелей, парапетов и т.п. на опасных для движения участках, а также торцы других предметов (начало и конец ограждения, высокого бордюра) в случаях, когда она наносится на щиты соответствующих размеров, устанавливаемые перед этими предметами.

3.2. Разметка 2.2 должна применяться для обозначения нижних краев перекрытий тоннелей, пролетных строений путепроводов и мостовых ферм при вертикальном габарите менее 5 м. Ее следует наносить над серединой каждой полосы, по которой осуществляется движение в сторону искусственного сооружения.

3.3. Разметка 2.3 должна применяться для обозначения круглых тумб на островках безопасности, в том числе и круглых тумб с внутренним освещением (маяков).

3.4. Разметка 2.4 применяется для обозначения опор тросовых ограждений, надолб, а также сигнальных столбиков.

3.5. Боковые поверхности ограждений дорог (из железобетонных брусьев, металлических планок, коробов и т.п.), обращенные в сторону проезжей части, должны обозначаться на опасных участках с помощью разметки 2.5, а в остальных случаях — с помощью разметки 2.6.

3.6. С помощью разметки 2.7 должны обозначаться боковые поверхности возвышающихся островков безопасности, бордюр на закруглениях малых радиусов, в местах сужения дороги и на других опасных участках. Меньшие размеры полос и должны применяться для обозначения островков безопасности. Размер полос для обозначения бордюра выбирается с учетом скорости движения на данном участке. Большие размеры и применяются при больших скоростях.

3.7. Торцевые поверхности железобетонных брусьев, ограждений дорог, а также высоких бордюров, обращенные в сторону приближающихся транспортных средств и не имеющие разметки 2.1, наносимой на щиты, должны быть окрашены в белый цвет.

4.1. Разметка является составной частью общей схемы организации движения транспорта, разрабатываемой в составе проекта дороги или в процессе ее эксплуатации.Разметка должна наноситься на всем протяжении дороги, за исключением дорог IV и V категории, где она выполняется только на опасных участках.При проектировании разметки необходимо соблюдать ее соответствие устанавливаемым на дороге знакам, светофорам и другим средствам организации движения.

4.2. Перед началом проектирования схемы разметки дороги необходимо собрать и ознакомиться с материалами, характеризующими технико-эксплуатационные качества дороги, особенности ее отдельных участков, транспортные потоки и состояние аварийности.

Предлагаем ознакомиться  Приказ 126 Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог

4.3. Проектирование разметки осуществляется в несколько этапов.

4.3.1. На первом этапе определяется, на какое количество полос движения будет размечаться дорога, вид линий разметки и уточняются их основные параметры (толщина, длина штрихов и разрывов между ними).Исходными материалами для этого являются данные о категории дороги, ее геометрических параметрах, суточной интенсивности, составе и скорости движения транспорта.

4.3.2. На втором этапе производится выявление на дороге характерных участков и комплексное решение схем их разметки.На этом этапе, кроме определения мест расположения таких участков, уточняются типы имеющихся на дороге пересечений и примыканий, протяженность участков подъемов и спусков и величины их уклонов, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, ширина проезжей части на мостах и путепроводах, типы железнодорожных переездов и автобусных остановок, планировка площадок для остановок и стоянок автомобилей и автозаправочных станций, типы и ширины пешеходных переходов и переездов для велосипедистов и данные о других участках дорог.

Кроме того, для выбора схем их разметки необходимо иметь данные об организации движения на этих участках, имеющихся на них средствах регулирования движения (знаки и светофоры), интенсивности и направлениях движения транспорта и пешеходов, скорости движения и составе транспортных потоков, числе и ширине полос движения и условиях видимости.

Имеющиеся в Указаниях рекомендуемые схемы разметки характерных участков дорог не охватывают всех возможных вариантов, поэтому при привязке их к конкретным участкам, имеющим особенности в геометрии или в организации движения, может потребоваться внесение некоторых изменений в геометрию схем, дополнение или исключение из них каких-либо элементов.

Двойная прерывистая (1.9)

Используется для визуального разделения дороги, имеющей по две и более полос движения в каждом направлении. По сути своей, является сдвоенной осевой. Также строго запрещается ее пересечение.

Применяется на дорогах, которые оборудованы полосами реверсивного движения, когда одна или несколько полос могут работать в разных направлениях, в зависимости от загруженности и времени суток. Используется совместно со знаком 5.8 (реверсивное движение) и соответствующим типом светофора.

В случае, если в направлении движения горит разрешающий сигнал (зеленая стрелка), водитель имеет право пересечь двойную прерывистую линию разметки, и продолжить движение по ней. Если сигнал запрещающий, либо вовсе отсутствует (светофор выключен или неисправен), водитель обязан считать эту разметку двойной сплошной. Исключение составляет ситуация, когда реверсивных полос две, а двойная прерывистая проходит по центру, как на рисунке.

В этой ситуации, при неработающих светофорах, дорога используется как многополосная, а разметка приравнивается к 1.3

Рис.10. Элементы вертикальной выпуклой кривой

Рисунок в виде пешехода наносится вдоль пешеходной дорожки, или определяет пешеходную сторону на велопешеходной дорожке.

2.3.4. В местах, где велосипедная дорожка пересекает дорогу, должна наноситься разметка 1.15.

2.4.1. Границы участков проезжей части, въезд на которые запрещен (островки, посадочные площадки, разделительные полосы и т.п.), должны обозначаться сплошными линиями 1.1. Эти участки могут размечаться параллельными линиями, наклон которых должен указывать на отклонение транспортных средств в стороны от разметки.

2.4.2. Границы площадки для стоянки и способ расположения транспортных средств должны обозначаться сплошными линиями 1.1 в местах, обозначенных дорожным знаком 4.12 «Место стоянки», а также в других необходимых случаях. В конце линий, обозначающих границы мест стоянки, могут быть нанесены штрихи длиной 0,5 м.Граница зоны размеченной стоянки перед перекрестком не должна быть ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.

2.4.3. В местах, где запрещена остановка транспортных средств, в сочетании со знаком 2.22 «Остановка запрещена» или самостоятельно у края проезжей части, или по верху бордюра должна наноситься сплошная линия 1.4.Для лучшей видимости в начале и в конце линии запрещения остановки может быть нанесена короткая поперечная линия длиной 0,2-0,3 м.

2.4.4. В местах, где запрещена только стоянка транспортных средств, в сочетании со знаком 2.23 «Стоянка запрещена» или самостоятельно у края проезжей части, или по верху бордюра должна наноситься прерывистая линия 1.10.Для лучшей видимости в начале и в конце линии запрещения стоянки может быть нанесена короткая поперечная линия длиной 0,2-0,3 м.

2.4.5. В населенных пунктах в случаях, когда этого требуют условия движения, места остановок транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы и троллейбусы), и стоянок автомобилей-такси обозначаются зигзагообразной линией 1.17.Протяженность зоны, обозначенной этой линией, определяется с учетом количества одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств по формуле

где — количество одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств;

— длина транспортного средства, м (для автобусов и троллейбусов ее можно принимать равной 11 м, для автомобилей-такси равной 5 м);

— расстояние безопасности между стоящими транспортными средствами, принимаемое равным 3 м;

— длина участков маневров транспортных средств в начале и конце остановочной зоны: 10 м — для автобусов и троллейбусов; 5 м — для автомобилей-такс

2.4.6. Для обозначения разрешенных на перекрестке направлений движения в сочетании со знаком 4.8 «Направления движения по полосам» или самостоятельно на полосах могут быть нанесены указательные стрелы 1.18 (рис.2). Размеры стрел указаны в табл.2.

Если , то зоны с видимостью менее допустимой отсутствуют. В случае расчеты продолжают и определяют длину тангенса. Если его значение не указано в документации и нет специальных таблиц,

Далее определяют величину , показывающую, насколько зоны с видимостью менее допустимой не доходят до вершины кривой или заходят за нее

В результате вычислений величина может получиться со знаком плюс или минус. Если величина положительна, то зоны с видимостью менее допустимой заходят за вершину кривой на величину (рис.11), а если имеет отрицательное значение, то зоны не доходят до вершины кривой на ту же величину (рис.12).

Рис.12. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой,не доходящими до вершины кривой

Наличие и протяженность зон с видимостью менее допустимой можно также определять графическим методом с помощью специальной линейки и продольного профиля дороги (см. ВСН 39-67 Минавтодора РСФСР).Однако наиболее надежным является полевой метод. В этом случае по оси проезжей части на участке кривой через 10 м с помощью извести делают отметки.

Два наблюдателя занимают исходную позицию в начале кривой, располагаясь друг от друга на расстоянии, равном минимальному расстоянию видимости . При последовательном перемещении на следующую отметку в сторону вершины наблюдатель, расположенный ближе к началу кривой, каждый раз с уровня 1,2 м над проезжей частью (можно использовать вешку высотой 1,2 м), проверяет видимость фигуры второго наблюдателя на уровне 1,2 м.

Постепенно перемещаясь и сохраняя между собой расстояние , наблюдатели могут определить ту точку на кривой, когда видимость становится менее расчетной. Отметив начало участка с необеспеченной видимостью, наблюдатели должны перемещаться дальше до той отметки, когда фактическая видимость снова окажется равной расчетной.

5.3.3. Если зоны с видимостью менее допустимой заходят за вершину кривой и частично перекрывают друг друга, то разметка выполняется таким образом, что на участке их перекрытия запрещается перестроение и обгон автомобилей с выездом в соседнюю полосу. На этом участке полосы движения разделяются с помощью сплошной линии 1.1.

На остальном протяжении зон с видимостью менее допустимой запрещается выезд автомобилей, движущихся на подъем, на соседнюю левую полосу путем нанесения линии 1.11, которой должна предшествовать линия приближения 1.6.На остальных участках кривой производится обозначение полос движения с помощью прерывистой линии 1.5. Кроме того, на всем протяжении кривой у краев проезжей части наносится линия 1.1 (схемы III.1 и III.2).

5.3.4. Если зоны с видимостью менее допустимой не заходят за вершину кривой и не перекрывают друг друга, то на протяжении этих зон автомобилям, движущимся на подъем, запрещается перестроение или обгон с выездом на соседнюю левую сторону. Это осуществляется путем разделения транспортных потоков встречных направлений с помощью линии 1.11.

5.4.1. Разметка автомобильных дорог на участках горизонтальных кривых малого радиуса с обеспеченной видимостью зависит от геометрических параметров дороги (радиус кривой, угол поворота трассы, расстояние видимости, ширина проезжей части, наличие уширения проезжей части, уклон виража), а также от характеристик транспортного потока (интенсивность, состав, скорость).

где — радиус кривой, м;

— угол поворота трассы, рад.

5.4.2. Разделение транспортных потоков противоположных направлений на кривой в плане осуществляется с помощью сплошной линии 1.1 при условной плавности закругления кривой Р19,0. В остальных случаях разделение потоков осуществляется с помощью прерывистой линии 1.5 (схемы IV.1.A-Г и IV.2.A-Г).

5.4.3. На трехполосных дорогах с организацией движения в зоне кривой по трем полосам (схемы IV.2.B и IV.2.Г) полосы движения одного направления обозначаются с помощью прерывистой линии 1.5.

5.4.4. B случае отсутствия данных о величине радиуса кривой определение его может быть выполнено следующим образом. На внутренней кромке проезжей части выбирают две точки, расположенные на расстоянии . Затем по середине измеренного отрезка по перпендикуляру к нему замеряют стрелку (рис.13). Для повышения точности промеры рекомендуется сделать в двух-трех местах на кривой и взять средние значения и . Радиус вычисляют по формуле

5.4.5. Если на дороге с двумя полосами движения в пределах кривой в плане имеется уширение проезжей части, выполненное в соответствии с требованиями строительных норм и правил (величины уширения проезжей части для различных радиусов кривых в плане см. СНиП II-Д.5-72), то на кривых, характеризуемых условной плавностью закруглений =0,1-1,0, линия разделения транспортных потоков противоположных направлений наносится в виде двух переходных кривых с круговой вставкой (схема IV.1.А), а при =1,0-5,0 в виде двух сопрягающихся переходных кривых (схема IV.1.Б).

5.4.6. На дорогах с тремя полосами движения линии разметки на участках горизонтальных кривых должны иметь очертание, соответствующее требованиям п.5.4.5.

Предлагаем ознакомиться  Преимущество трамваев на дороге пдд

5.4.7. При отсутствии на двухполосной дороге уширения линия разделения транспортных потоков противоположных направлений должна наноситься по оси проезжей части в виде круговой кривой.

5.4.8. На двухполосных дорогах, имеющих уширение, а также на участках трехполосных дорог с организацией движения в зоне кривой по двум полосам линия разделения транспортных потоков противоположных направлений в середине кривой должна быть смещена в сторону внешней кромки покрытия. Отношение ширины внутренней полосы проезжей части к ширине внешней следует назначать в соответствии с табл.11 исходя из величины радиуса кривой.

Таблица 11

Радиус по внутренней кромке проезжей части, м

Отношение ширины внутренней полосы проезжей части к ширине внешней полосы на кривых в плане

10-15

1,4

15-20

1,3

20-30

1,2

30-50

1,1

{amp}gt;50

1,0

Табл.11 составлена без учета влияния виража. Для определения окончательной величины отношения ширины внутренней полосы к ширине внешней полученный ранее результат умножают на коэффициент, учитывающий наличие виража (табл.12) с уклоном, большим или меньшим 40‰.

Таблица 12

Условная плавность закругления,

Величина виража, ‰

-20

20

40

60

Коэффициент

0,1

1,16

1,11

1,07

1,00

0,97

0,5

1,10

1,07

1,05

1,00

0,98

0,8

1,08

1,06

1,04

1,00

0,98

1,0

1,06

1,04

1,03

1,00

0,99

2,4

1,04

1,03

1,02

1,00

0,99

3,2

1,03

1,02

1,01

1,00

0,99

5.4.9. Длину сплошной линии 1.1, разделяющей транспортные потоки встречных направлений, наносимой от середины кривой в обе стороны, следует назначать по табл.13.

Таблица 13

Длина зон запрещения маневров на кривых в плане, м

Условная плавность закругления, Р

Интенсивность движения, авт/ч

при количестве легковых автомобилей
от 0 до 20%

при количестве легковых автомобилей
от 20 до 50%

при количестве легковых автомобилей
от 50 до 100%

0,1-0,5

{amp}lt;1100
1100

700

700

700

0,5-5,0

{amp}lt;900
900

550

600

650

5,0-19,0

{amp}lt;700
700

400

500

600

Желтая прерывистая (1.10)

Наносится на край проезжей части или бордюр. Используется как самостоятельно, так и

, запрещая остановку.

Размечают край проезжей части или бордюр в тех местах, где запрещается стоянка транспортных средств. Используется

, либо самостоятельно.

Рис.2. Указательные стрелы

Таблица 2

Скорость движения, км/ч

Размеры стрел, м

60

3,00

1,20

0,45

0,50

0,30

0,25

0,35

1,55

{amp}gt; 60

6,00

2,40

0,90

1,00

0,60

0,50

0,70

3,10

При скорости 60 км/ч и менее на каждой полосе должно быть две или более последовательно расположенных стрел, а при скорости более 60 км/ч — три и более. Рекомендуемое число стрел различных скоростей движения и расстояния между ними приведены в табл.3.

Таблица 3

Скорость движения, км/ч

Число стрел

Расстояние между стрелами, м

{amp}lt; 40

3

20

40-60

4

25

{amp}gt; 60

5

30

2.4.7. Для обозначения приближения к сужению проезжей части в сочетании со знаком 1.17 «Сужение дороги» или самостоятельно должны наноситься направляющие стрелы 1.19 (рис.3). Такие же стрелы могут быть нанесены перед линией 1.1, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений на двухполосных дорогах.

Рис.3. Направляющие стрелы

Рис.3. Направляющие стрелы

Таблица 4

Скорость движения, км/ч

Расстояние, м

60

15

30

45

60

{amp}gt; 60

30

60

90

120

2.4.8. Для обозначения приближения к разметке 1.13 на полосе движения может быть нанесен треугольник приближения 1.20 (рис.4). Расстояние между основанием треугольника и разметкой 1.13 с учетом местных условий и скорости движения должно быть от 2 до 25 м (табл.5).

Этот тип разметки призван разделить попутные и встречные потоки. Направление линий внутри островков определяет их тип, граница обозначается сплошной линией, что говорит о запрете въезда в них.

  • 1.16.1 разделяет встречные транспортные потоки.
  • 1.16.2 в местах разделения попутных потоков.
  • 1.16.3 в местах их слияния.

Приближение к линии из треугольников (1.20)

Предупреждает водителя о том, что он приближается к сплошной линии разметки, разделяющей встречные или попутные направления. Встречается в момент приближения к большим перекресткам, а также на дорогах, имеющих по одной полосе в каждую сторону: на подъемах, перед опасными поворотами и в иных местах, где видимость дороги снижена.

Тоже своего рода стоп-линия, но остановка у ней не является обязательной. Дополняет собой

, а предшествовать ей будет разметка 1.20. Если при пересечении перекрестка нужно уступить дорогу транспорту, движущемуся в других направлениях, остановиться необходимо именно перед этой разметкой.

Разметка предупредит о том, что вы приближаетесь к перекрестку с линией 1.13 и знаком 2.4.

Русское слово «стоп» на дороге означает одно – впереди будет стоп-линия со знаком 2.5, обязывающие водителя остановиться перед тем как продолжить движение дальше.

Таблица 5

Скорость движения, км/ч

Расстояние, м

{amp}lt; 40

2-10

40-50

10-15

50-60

15-20

{amp}gt; 60

25

2.4.9. Для обозначения приближения к стоп-линии 1.12, применяемой совместно со знаком 2.15 «Проезд без остановки запрещен», на полосе движения может быть нанесена разметка 1.21 — слово «СТОП» (рис.5). Расстояние между словом «СТОП» и разметкой 1.12 с учетом местных условий и скорости движения должно быть от 2 до 25 м (см. табл.5).

Прерывистая, с короткими штрихами и равными промежутками между ними (1.7)

Рис.8. Буква , применяемая в сочетании с цифрами для обозначения номера, присвоенного дороге,предназначенной для международного движения

2.4.11. На полосе, предназначенной исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы, троллейбусы), может быть нанесена разметка 1.23 — буква (рис.9), обращенная основанием в сторону движущихся по этой полосе транспортных средств (схема I.3.Г).

Специальная разметка для перекрестков, призванная визуально разделить траекторию левого поворота. Наносится в тех случаях, когда поворачивать налево можно сразу с нескольких полос. Служит ориентиром для водителей, а поскольку является прерывистой, то не запрещает движение прямо, или разворот, как в примере на картинке.

В 2015 году разметку стали использовать и для обозначения парковочных зон.

Приближение к стоп-линии (1.21)

Рис.5. Слово «СТОП»

2.4.10. Для обозначения на проезжей части номера, присвоенного дороге, в сочетании со знаком 4.19 «Номер дороги» или самостоятельно должна применяться разметка 1.22, состоящая из цифр (рис.6 и 7), а на дорогах, предназначенных для международного движения, — из буквы (рис.8) в сочетании с цифрами. Разметка 1.

Поперечная линия разметки, в виде толстой белой линии. Наносится перед перекрестками и железнодорожными переездами.

Остановка перед стоп-линией обязательна если:

  • присутствует знак 2.5 (проезд без остановки запрещен);
  • горит запрещающий сигнал светофора;
  • сигнал регулировщика запрещает движение в заданном направлении.

Рис.8. Буква E, применяемая в сочетании с цифрами для обозначения номера, присвоенного дороге, предназначенной для международного движения

Указывает номер дороги или маршрута, а в том случае, если скоро эта дорога изменит направление, ее дополнят стрелкой 1.18.

Рис.6. Цифры для обозначения номера дороги при 60 км/ч

Рис.7. Цифры для обозначения номера дороги при {amp}gt; 60 км/ч

Рис.9. Буква , применяемая для обозначения полосы проезжей части, предназначеннойисключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленныммаршрутам (автобусы, троллейбусы)

2.4.12. Для надписей (кроме разметки 1.21), выполненных на проезжей части и являющихся дополнительным средством информации, не вводящих каких бы то ни было ограничений (название населенных пунктов, маршрутов следования и т.п.), должны применяться буквы высотой 1,6 м при 60 км/ч и 4,0 м при {amp}gt; 60 км/ч. Размеры основных элементов букв могут выбираться с учетом размеров цифр, приведенных на рис.6 и 7.

Сплошная с одной и прерывистая с другой (1.11)

Комбинированная линия разметки, когда с одной стороны нарисована сплошная, а с другой прерывистая, позволяет пересекать такую линию только со стороны прерывистой.

  1. Разделяет встречные транспортные потоки;
  2. Потоки попутного направления, когда перестроение разрешается только с одной полосы;
  3. Размечаются места въезда и выезда на заправки, парковки и т. д., где движение осуществляется только в одном направлении.

Наиболее частое применение нашла на дорогах, имеющих по одной полосе в каждом направлении. Здесь такая разметка будет периодически меняться, разрешая то встречному то попутному потоку пересекать ее, совершая обгоны. Не будь такой разметки, и одно тихоходное транспортное средство, например трактор, соберет за собой вереницу автомобилей, вынужденных ехать медленно следом, чтобы не нарушить правил.

Пресекать эту разметку со стороны сплошной линии можно только в одном случае – когда транспортное средство завершает обгон (для возврата на свою полосу).

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

4.3.3. На третьем этапе (выполняется при разметке дорог, находящихся в эксплуатации) производится уточнение разметки в местах повышенной аварийности, возможных заторов движения и на участках, где с помощью дорожных знаков вводятся ограничения скорости, запрещаются обгоны, стоянка и остановка автомобилей.

Исходными материалами для выявления таких мест являются графики коэффициентов аварийности и безопасности, схемы мест дорожно-транспортных происшествий, графики пропускной способности и уровней загрузки, а также схема расстановки дорожных знаков.Разметка мест повышенной аварийности и возможных заторов должна производиться как часть всего комплекса мероприятий по повышению безопасности движения и выполняться одновременно с его осуществлением.

Этим комплексом может предусматриваться установка светофоров, дорожных знаков, улучшение планировки или расширение отдельных участков дорог, устройство пешеходных переходов и другие мероприятия. В соответствии с характером этих мероприятий должна соответственно корректироваться и разметка.На участках, где с помощью дорожных знаков вводится ограничение скорости движения, необходимо соответственно изменить величину штрихов и разрывов между ними.

4.3.4. На четвертом этапе на схему разметки дороги наносятся указательные стрелы, номер, присвоенный этой дороге, а также другие надписи, являющиеся дополнительным средством информации водителей.

4.3.5. На пятом этапе производится выявление на дороге элементов инженерных сооружений, обстановки дороги и других объектов, находящихся в непосредственной близости от проезжей части или обочины и представляющих опасность для движения, и составление схем их разметки. Для этой цели используются материалы анализа причин дорожно-транспортных происшествий и осмотра технического состояния дорог и искусственных сооружений.

Предлагаем ознакомиться  Знаки дополнительной информации: расстояние до объекта, зона действия

Разметка двухполосных дорог осуществляется при интенсивности движения 1000 и более транспортных средств в сутки. При меньшей интенсивности разметка выполняется в тех случаях, когда этого требуют условия движения.С помощью разметки на двухполосных дорогах производится разделение встречных потоков и обозначение края проезжей части.

При этом следует иметь в виду, что полосы движения, как правило, должны иметь ширину не менее 3,0 м, поэтому на дорогах с шириной проезжей части 6,0 м и менее обозначение края проезжей части с помощью линии 1.1 не производится (схемы 1.1.А, 1.1.Б). Учитывая, что существует большое количество дорог с шириной проезжей части менее 6,0 м, на них может наноситься осевая разделительная линия 1.

5, которая облегчает водителям осуществлять разъезды со встречными транспортными средствами и лучше видеть направление дороги, особенно в темное время суток.Расстояние от края проезжей части до краевой линии 1.1 должно быть не более 0,2 м.Целесообразность нанесения линии 1.5 или 1.1 для разделения транспортных потоков противоположных направлений определяется исходя из режима движения транспорта, который, в свою очередь, зависит от интенсивности и состава транспортного потока, а также ширины проезжей части.Выбор того или иного вида разметки производится по табл.6.

Таблица 6

Количество легковых автомобилей в транспортном потоке, %

Интенсивность движения в двух направлениях, авт/ч, при которой необходимо нанесение осевой разметки

с помощью прерывистой линии 1.5

с помощью сплошной линии 1.1

0-20

100-1100

1100-1800

20-50

50-900

900-1700

{amp}gt;50

0-700

700-1500

Примечание. Если интенсивность движения превышает величины, указанные в таблице, необходимо увеличение числа полос движения.Нанесение на дороге сплошной осевой линии 1.1 при интенсивности движения в час пик 700-1100 авт/ч не всегда целесообразно, так как это приведет к увеличению задержек транспорта в периоды, когда потоки не достигают указанных величин.

Ее рекомендуется наносить в случаях, когда на дороге установлены знаки, запрещающие обгоны всем транспортным средствам, или потоки транспорта в течение длительного времени суток превышают величины интенсивности, указанные в табл.6.Табл.6 разработана для ширины проезжей части 7,5 м. Если же ширина проезжей части больше или меньше 7,5 м, то величина наблюдаемой на дороге интенсивности движения должна быть умножена на коэффициент приведения к ширине проезжей части 7,5 м, значение которого может быть получено по табл.7, и только после этого по табл.6 производится выбор необходимого вида разметки.

Таблица 7

Ширина проезжей части, м

Значение коэффициента приведения к ширине проезжей части 7,5 м при различной интенсивности движения

от 0 до 500
авт/ч

от 500 до 1000
авт/ч

от 1000 до 1500 авт/ч

от 1500 до 2000 авт/ч

6,0

1,24-1,19

1,19-1,14

1,14-1,08

1,08-1,03

9,0

0,72-0,78

0,78-0,84

0,84-0,89

0,89-0,94

5.1.2. Трехполосные дороги

Разметка трехполосных дорог зависит от организации движения на них и режимов движения транспорта (схемы 1.2.А, 1.2.Б).Движение на трехполосных дорогах может быть организовано таким образом, что средняя полоса используется только для совершения обгонов или для реверсивного движения.Выбор схемы разметки осуществляется по табл.8 исходя из интенсивности движения по дороге в час пик и количества легковых автомобилей в потоке.

Таблица 8

Количество легковых автомобилей в транспортном потоке, %

Интенсивность движения в двух направлениях, авт/ч, при которой производится разметка

на две полосы с нанесением прерывистой осевой линии 1.5

по схеме
I.2 А.1

по схеме
I.2 А.2

по схеме
I.2 А.3

по схеме
I.2 Б

0-20

100-800

800-1500

1500-2100

2100-2600

{amp}gt;2600

20-50

50-600

600-1100

1100-1900

1900-2300

{amp}gt;2300

{amp}gt;50

0-500

500-900

900-1700

1700-2100

{amp}gt;2100

Табл.8 разработана для ширины проезжей части 11,25 м, поэтому, если ширина проезжей части размечаемой дороги больше или меньше 11,25 м, то величину наблюдаемой на дороге интенсивности движения необходимо умножить на коэффициент приведения к ширине проезжей части 11,25 м, значение которого может быть получено по табл.9.

Таблица 9

Ширина проезжей части, м

Значение коэффициента приведения к ширине проезжей части 11,25 м при различной интенсивности движения

от 0 до 500 авт/ч

от 500 до 1000 авт/ч

от 1000 до 1500 авт/ч

от 1500 до 2000 авт/ч

от 2000 до 2500 авт/ч

от 2500 до 3000 авт/ч

10,5

1,19-1,16

1,16-1,13

1,13-1,10

1,10-1,17

1,17-1,04

1,04-1,01

12,0

0,77-0,80

0,80-0,83

0,83-0,87

0,87-0,90

0,90-0,93

0,93-0,97

Длина зон А и Б определяется по табл.10 в зависимости от интенсивности и состава движения.

Таблица 10

Длина зон А и Б при разметке трехполосной дороги по схемам I.2. А.2 и I.2. А.3, м

Интенсивность движения, авт/ч

при количестве легковых автомобилей от 0 до 20%

при количестве легковых автомобилей от 20 до 50%

при количестве легковых автомобилей более 50%

А

Б

А

Б

А

Б

900

100

400-300

1000

100-140

350-260

1100

100

400-300

120-180

300-220

1200

100-170

400-250

170-220

250-180

1300

100-220

370-220

220-250

220-150

1400

170-250

300-180

250-270

180-130

1500

100-220

400-250

220-270

250-160

270-290

160-120

1600

100-260

400-210

260-300

210-130

300

130-110

1700

100-300

400-170

300-320

170-110

480-500

1800

220-340

250-130

340-330

130-100

470-510

1900

300-350

180-110

440-470

470-540

2000

360

130-100

440-500

500-700

2100

390-360

100

450-560

2200

480-700

400-480

2300

410-560

2400

430-700

2500

490-700

Использование средней полосы для реверсивного движения, кроме условий, указанных в табл.8, может быть оправдано при одновременном выполнении следующих трех условий:интенсивность движения, приходящаяся на каждую полосу в час пик, превышает 500 авт/ч;суммарная интенсивность движения в прямом направлении больше, чем во встречном на 500 авт/ч для дорог с нечетным числом полос (одна реверсивная полоса) и на 1000 авт/ч для дорог с четным числом полос (две реверсивные полосы);

указанная неравномерность интенсивности движения изменяется по направлениям в течение суток или по дням недели и это изменение носит регулярный характер. При устройстве реверсивной полосы над ней должны устанавливаться светофоры, показывающие разрешенное направление движения транспорта по этой полосе.

5.1.3 Многополосные дороги

Разметка многополосных дорог (число полос для движения в обоих направлениях не менее четырех) зависит от количества полос движения, наличия разделительной полосы, режимов движения транспорта и схемы организации движения. Однако в любом случае на них производится разделение потоков встречных направлений, обозначение полос движения и обозначение края проезжей части.

Разделение потоков встречных направлений обычно производится с помощью разделительной полосы, минимальная ширина которой в зависимости от категории дороги и местных условий может быть от 2 до 13,5 м (схема I.3.Б). В случаях, когда такая полоса отсутствует, разделение встречных потоков осуществляется с помощью двойной сплошной линии 1.3 (схема I.3.A).

При обозначении полос движения их ширина должна соответствовать требованиям СНиП. Обозначение полос движения осуществляется с помощью прерывистой линии 1.5. В случае, когда полоса движения выделяется исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы, троллейбусы), на ней наносится разметка 1.

23 — буква А, обращенная основанием в сторону движущихся по этой полосе транспортных средств. Эта полоса может отделяться от соседних полос движения сплошной линией 1.1 (схема I.3.Г).Выделение реверсивных полос рекомендуется производить в соответствии с тремя условиями, изложенными в п.5.1.2, с той разницей, что неравномерность интенсивности движения в прямом и встречном направлении движения не должна превышать суммарную пропускную способность реверсивных полос.

Реверсивные полосы отделяются от других полос движения и друг от друга с помощью прерывистых линий 1.9.Обозначение края проезжей части производится как со стороны обочин, так и со стороны разделительной полосы, с помощью сплошной линии 1.1. На дорогах, где установлены дорожные знаки 4.3 «Скоростная дорога», край проезжей части обозначается с помощью сплошной линии 1.2.

При наличии бордюра краевую разметку можно не наносить.Кроме указанных линий разметки, на полосах движения могут быть нанесены надписи, являющиеся дополнительным средством информации, не вводящим каких бы то ни было ограничений (название населенных пунктов, маршрутов следования и т.п.). Порядок нанесения этих надписей указан в п.2.4.12.

Зебра (1.14.1, 1.14.2)

Когда ширина дороги не превышает 6 метров, наносится разметка 1.14.1, в простонародье «зебра». При большей ширине проезжей части рисуют 1.14.2, на которой дополнительно могут указать направление движения пешеходов.

Еще «зебра» может быть нанесена по диагонали, тогда пешеходы могут пересекать перекресток в любых направлениях.

Пересечение с велосипедной дорожкой (1.15)

В местах пересечения проезжей части с велосипедной дорожкой, наносится поперечная разметка из квадратов. Предшествовать разметке будет

Наносится вдоль велосипедной дорожки, или определяет сторону для движения велосипедистов на смешанной дорожке.

Направление движения по полосам (1.18)

Разметка может дублировать

, 5.15.2, или наноситься самостоятельно. В этом случает она должна быть продублирована минимум 3 раза до того, как водитель подъедет к перекрестку.

В целом, значение стрелок легко читаемо и понятно. Отдельно стоит упомянуть обозначение тупичка на стрелках. Он сообщает о запрете левого поворота на ближайшую проезжую часть.

Сужение проезжей части (1.19)

Стрелка с плавным изгибом информирует водителя о приближении к участку сужения проезжей части. Это означает что необходимо перестроиться на соседнюю полосу, в направлении указанном на стрелке. Водителя дополнительно предупредят

, и 5.15.5, 5.15.6.

Еще один вариант применения – оповещение о линии приближения. Наносится на встречную полосу движения, тем самым сообщая водителю, что необходимо вернуться в свою полосу, скоро начнется сплошная линия разметки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector